Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные в ходе проверки соблюдения требований к ККТ
Отношения, связанные с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, регулируются Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ).
Контроль и надзор за соблюдением законодательства о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами (ч. 1 ст. 7 Закона N 54-ФЗ).
За нарушения, связанные с применением ККТ, административная ответственность предусмотрена в ст. 14.5 КоАП РФ. При этом до 15 июля 2016 года была установлена одинаковая ответственность как за факт неприменения ККТ, так и за применение ККТ с нарушениями.
С 15 июля 2016 года вступили в силу поправки, внесенные в ст. 14.5 КоАП РФ Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ, которыми ответственность за неприменение ККТ дифференцирована и зависит от вида совершенного противоправного деяния (см. таблицу).
Состав правонарушения | Административная ответственность с 15 июля 2016 года | Административная ответственность до 15 июля 2016 года |
Неприменение ККТ в установленных случаях | - в отношении должностных лиц и ИП*(1) - штраф в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей; - в отношении юридических лиц - штраф от 3/4 до 1 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ) | предупреждение или наложение административного штрафа - на граждан - в размере от 1 500 до 2 000 рублей; - на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей; - на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ) |
Повторное неприменение ККТ в установленных случаях, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более | - в отношении должностных лиц - дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет; - в отношении ИП и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ) | Оценивалось как обстоятельство, отягчающее ответственность по ч. 2 ст. 14.5 (ст. 4.3 КоАП РФ) |
Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением установленных порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, а с 1 февраля 2017 г. - применение ККТ с нарушением порядка и условий ее применения*(2) | - в отношении должностных лиц и ИП*(1) - предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей; - в отношении юридических лиц - предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ) | предупреждение или наложение административного штрафа - на граждан - в размере от 1 500 до 2 000 рублей; - на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей; - на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ) |
Непредставление организацией или ИП информации и документов по запросам налоговых органов или их представление с нарушением установленных сроков | - в отношении должностных лиц и ИП*(1) - предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей; - в отношении юридических лиц - предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ) | предупреждение или наложение административного штрафа - на граждан в размере от 100 до 300 рублей; - на должностных лиц - от 300 до 500 рублей; - на юридических лиц - от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ) |
Ненаправление организацией или ИП при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача этих документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в предусмотренных случаях | - в отношении должностных лиц и ИП*(1) - предупреждение или штраф 2 000 рублей; - в отношении юридических лиц - предупреждение или штраф 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ) | предупреждение или наложение административного штрафа - на граждан - в размере от 1 500 до 2 000 рублей; - на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей; - на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ) |
Как видно из таблицы, с 15 июля 2016 года увеличена ответственность за неприменение ККТ в установленных случаях, а также за непредоставление информации и документов по запросам налоговых органов. За применение ККТ с нарушениями ответственность уменьшилась.
К административной ответственности по одному и тому же факту нарушения могут быть одновременно привлечены как юридическое лицо, так и виновное должностное лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Верховного Суда РФ от 18.12.2015 N 307-АД15-12122, административная ответственность наступает за применение каждой ККТ, используемой с нарушением установленных законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения.
Срок давности привлечения к административной ответственности по указанным составам с 15 июля 2016 года увеличен с 2 месяцев до 1 года со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ). Если правонарушение является длящимся, то срок исчисляется со дня обнаружения правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Такой вид административного наказания как предупреждение может быть вынесено физическому либо юридическому лицу только за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда жизни и здоровью людей или возникновения угрозы его причинения, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ). Причем наказание в виде административного штрафа по ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, которое не предусматривает в качестве наказания предупреждение, может быть заменено индивидуальному предпринимателю и юрлицу, являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства, а также их работникам на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП.
В случае выявления фактов вышеуказанных нарушений в ходе проверки применения ККТ, специалисты налоговой инспекции возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.
С этой целью после составления акта должностным лицом налогового органа составляется протокол об административном правонарушении по правилам, установленным в ст. 28.2 КоАП РФ, в предусмотренные ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ сроки (ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). В случае возбуждения дел в отношении и организации, и виновных должностных лиц протоколы составляются в отношении каждого виновного лица.
Если проверкой выявлено повторное неиспользование ККТ с суммой расчетов не менее 1 млн. руб., за которое предполагается применение административного наказания по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности, то еще до оформления акта проверки налоговые органы вправе установить временный запрет деятельности в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 27.6 КоАП РФ). О временном запрете деятельности составляется протокол и производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие мероприятия, необходимые для временного запрета деятельности (ч.ч. 4, 6 ст. 27.16 КоАП РФ). О применении временного запрета в течение 24 часов сообщается в прокуратуру (примечание к ст. 28.1 КоАП РФ).
В случаях, если после выявления правонарушения необходимо проведение экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование по правилам, установленным в ст. 28.7 КоАП РФ. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается в виде определения. По окончании такого расследования должностным лицом налогового органа составляется протокол либо выносится постановление о прекращении дела.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2, 4 - 15 ст. 14.5 КоАП РФ, рассматриваются налоговыми органами. В течение 15 дней со дня составления протокола руководителем налогового органа дело будет рассмотрено и вынесено постановление о назначении административного наказания (ст. 23.5, ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).
Административное приостановление деятельности, а также дисквалификация должностных лиц в качестве наказания назначается только судьей (ч. 1 ст. 3.11, абз. 3 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Поэтому дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ, передаются на рассмотрение в суд (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ), о чем составляется определение (п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). И если налоговыми органами уже наложен временный запрет деятельности, то дело будет рассмотрено судом в течение 7 дней с момента наложения такого запрета (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ также внесены изменения в Законон N 54-ФЗ, которыми предусмотрен переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде. Переход на онлайн-кассы в обязательном порядке осуществляется поэтапно, начиная с 1 февраля 2017 года. До этой даты организации и ИП вправе перейти на применение онлайн-касс в добровольном порядке.
При этом за нарушение законодательства РФ о применении ККТ на основании ст. 14.5 КоАП РФ к ответственности могут быть привлечены все участники процесса изготовления и применения он-лайн касс, в том числе, операторы фискальных данных (ч. ч. 7-12 ст. 14.5 КоАП РФ), изготовители ККТ и фискальных накопителей (ч. 13 ст. 14.5 КоАП РФ), экспертные организации, проводящие экспертизу ККТ и экспертизу техсредств оператора фискальных данных (ч. ч. 14-15 ст. 14.5 КоАП РФ).
_______________________________________________
*(1) В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.
*(2) Применение ответственности с 1 февраля 2017 года в отношении применения ККТ с нарушением установленных порядка и условий ее применения предусмотрено ч. 15 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах