Возбуждение полицией производства по делу об административном правонарушении
Полиция вправе применять данные полномочия при производстве дел только по тем правонарушениям, которые перечислены в ст. 23.3 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
С момента возбуждения производства по делу об административном правонарушении у сотрудника полиции возникает целый ряд полномочий, предусмотренных КоАП РФ. Однако и до этого момента полиция вправе и одновременно обязана проводить проверку заявлений и сообщений об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ, п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции), в рамках чего должна незамедлительно прибывать на место совершения административного правонарушения и документировать его обстоятельства (п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции), может вызывать в полицию граждан и должностных лиц, а также получать необходимые объяснения, справки, документы и их копии (п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции), проверять документы у лиц, в отношении которых имеется повод для возбуждения дела об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).
Законодательство не содержит четкой полицейской процедуры проверки поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Единственное ограничение - проверять поводы могут только такие сотрудники полиции, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ); их перечень установлен приказом МВД РФ от 05.05.2012 N 403. Поэтому при проверке сотрудники полиции действуют по собственному усмотрению. Помощь адвоката на этой стадии законом не предусмотрена (ст. 25.5 КоАП РФ). Граждане, которые не исполняют законные требования сотрудников полиции, вытекающие из их полномочий, могут понести ответственность по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Если при проверке повода набралось достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник полиции вправе возбудить дело об административном правонарушении (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ). Если таких данных не набралось, полицейский обязан вынести определение об отказе возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ).
С момента возбуждения дела об административном правонарушении все дальнейшие действия по делу (а также их порядок и сроки) подчиняются требованиям КоАП РФ. В дело в качестве защитника или представителя может вступить адвокат (см. ст. 25.5. КоАП РФ). Сотрудник полиции на этой стадии ведет производство по делу об административном правонарушении, поэтому умышленное невыполнение его законных требований влечет ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ.
Если сотрудник полиции, проверивший поводы для возбуждения дела, решил его возбудить, то он прибегает к одному из следующих способов:
- составляет протокол об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1, ст. 28.2 КоАП РФ). Это наиболее частое процессуальное решение, применяемое сотрудниками полиции. Перечень составов, по которым сотрудники полиции вправе составлять такие протоколы, закреплен в ст. 23.3 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ;
- составляет протокол осмотра места совершения административного правонарушения (п. 1 ч. 4 ст. 28.1, ст. 28.1.1 КоАП РФ). Данная мера применяется только в случае ДТП с пострадавшими (ст. 12.24 и ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ);
- составляет протокол о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). Меры обеспечения - это такие специальные мероприятия, которые нужны для пресечения правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте и иных подобных целей (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ). К мерам обеспечения, в частности, относятся доставление, досмотры, задержание, изъятие вещей и документов, арест и т.д. (см. ст. 27.1 КоАП РФ). О применении этих мер всегда либо делается пометка в протоколе об административном правонарушении, либо составляется отдельный специальный протокол;
- составляет определение о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования (п. 4 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). Административное расследование - это аналог предварительного следствия, только проводится оно по отдельным, особенно сложным административным делам, где будет проводиться экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. Более того, административное расследование может проводиться не по любому сложному и запутанному делу, а только по правонарушению в специальных сферах, установленных ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ (например, если выявлено нарушение в области коррупции, или в миграционной сфере; перечень сфер довольно обширный). Расследование длится не более одного месяца, но в исключительном случае его срок можно продлить (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ);
- выносит уже готовое постановление по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). Это возможно только в случае, если сотрудник полиции непосредственно на месте совершения правонарушения назначит гражданину административное наказание в виде предупреждения или штрафа (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ), а также в случае, если правонарушение в области благоустройства или нарушения правил дорожного движения было зафиксировано камерами (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах