Объяснения лица, в отношении которого ведется полицией производство по делу об административном правонарушении
Полиция вправе применять данные полномочия при производстве дел только по тем правонарушениям, которые перечислены в ст. 23.3 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
Во время производства по административному делу (и даже еще раньше) для установления обстоятельств дела полицейский должен (ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ, п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции) беседовать с причастными к правонарушению лицами, включая правонарушителя (КоАП РФ называет его лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, см. ст. 25.1 КоАП РФ). Такая беседа с правонарушителем называется отбиранием объяснений (ч. 1 ст. 26.3 КоАП РФ). Если производство по делу ведется в отношении юридического лица, то объяснения отбираются у законного представителя (ст. 25.4 КоАП РФ). При этом законным представителем организации может быть только его руководитель, а также иное лицо, которое является органом юридического лица согласно учредительным документам либо по указанию закона (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Сотрудники полиции уполномочены проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).
При этом сам виновник вправе давать объяснения, но не обязан этого делать (ч. 1 ст. 25.1, ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ). Если он откажется сообщать известные ему по делу сведения, то никакой ответственности за это не понесет. Если он добровольно дает объяснения, то полицейский предварительно должен разъяснить ему следующие права: на отказ от показаний и объяснений, а также право не свидетельствовать против себя и своих близких (ст. 51 Конституции РФ). Прямо это в КоАП РФ нигде не закреплено, но вытекает из систематического толкования ряда его статей; нарушение указанного правила влечет невозможность использования полученных объяснений в качестве доказательств (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5). Кроме того, правонарушитель не предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных объяснений: такая ответственность не предусмотрена ст. 17.9 КоАП РФ, которая используется в производстве по делам об административных правонарушениях; предупреждать правонарушителя по административному делу об уголовной ответственности (ст.ст. 307-308 УК РФ) вообще недопустимо.
Для оказания квалифицированной юридической помощи правонарушителю в дело может вступить защитник (ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ). Защитником может быть любое лицо вообще, и адвокат в частности (ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ). Защитник безусловно может участвовать в отборе объяснений, однако только после возбуждения дела об административном правонарушении (ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ). Следовательно, в большинстве случаев (когда объяснения отбираются на стадии рассмотрения материалов - поводов к возбуждению дела, см. ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ) присутствие и содействие адвоката возможно только с согласия сотрудника полиции. В ситуации, когда полицейский отказывает правонарушителю в помощи адвоката, целесообразно, возможно, отказаться от объяснений в данный момент и дать их позже, когда дело будет возбуждено. Однако в протоколе об административном правонарушении следует сделать пометку о мотивах отказа от объяснений, например: "на меня оказывалось сильное психологическое давление, полиция не разрешила пользоваться помощью адвоката, я сам плохо представляю объем своих прав, поэтому объяснения будут представлены мною позже".
Объяснения правонарушителя, как правило, не оформляются отдельным документом, а вносятся в протокол об административном правонарушении (протокол о применении меры обеспечения по делу, протокол рассмотрения дела). В некоторых случаях, однако, составляется отдельный документ (он так и называется: объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. ХХ КоАП РФ), в котором указываются данные, позволяющие идентифицировать конкретное дело, по которому и представлены данные объяснения. Это не является нарушением КоАП РФ (см. ч. 2 ст. 26.3). Кроме того, указанное лицо вправе самостоятельно изложить свои показания на бумаге и представить этот документ сотруднику полиции (ч. 1 ст. 26.3 КоАП РФ)
Лицо, в отношении которого возбуждается или возбуждено производство, обязано являться по вызовам сотрудника полиции, в противном случае ему грозит ответственность по ст. 17.7 (если дело уже возбуждено) или ст. 19.3 КоАП РФ (если еще нет). Кроме того, у полиции имеется право на доставление (п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ). Это принудительное препровождение в ОВД физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении. Поэтому неявка по вызову полиции может обернуться принудительной поездкой по тому же адресу, да еще и в сопровождении недружественно настроенных стражей порядка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах