Отбирание полицией объяснений и показаний (опрос) по делу об административном правонарушении
Полиция вправе применять данные полномочия при производстве дел только по тем правонарушениям, которые перечислены в ст. 23.3 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
Во время производства по административному делу (и даже еще раньше) для установления обстоятельств дела (ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ) полицейский должен беседовать с причастными к делу лицами. КоАП РФ называет такие беседы не допросом, а отбиранием объяснений и отбиранием показаний (опросом). Разница между объяснениями и показаниями состоит в том, что объяснения дает предполагаемый правонарушитель, а показания дают потерпевший и свидетели правонарушения (ч. 1 ст. 26.3 КоАП РФ).
Если сотрудник полиции (ведущий административное дело или только проверяющий поводы к возбуждению дела) сам явился в офис, чтобы поговорить со свидетелями, потерпевшими или правонарушителем, то не стоит игнорировать его: полицейский вправе получать необходимые разъяснения по делам по административным правонарушениям или в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений (п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции). Полный отказ от общения с ним может закончиться составлением протокола по ст. 17.7 (если дело возбуждено) или ст. 19.3 КоАП РФ (если еще нет). Другой вопрос - что и в каком объеме рассказывать полицейскому. Здесь многое зависит от того, в каком статусе опрашивается гражданин (то есть в качестве свидетеля, потерпевшего или предполагаемого правонарушителя).
Достаточно часто полицейский вызывает свидетеля и иных участников к себе в полицию (он уполномочен на это согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции). Для вызова используются следующие способы (ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ):
- заказное письмо с уведомлением о вручении;
- повестка с уведомлением о вручении;
- телефонограмма или телеграмма, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Если полицейский вызывает к себе гражданина, повестка должна быть отправлена по месту его жительства; если этот гражданин является ИП, то его местожительство определяется на основании выписки из ЕГРИП (ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ). Если полицейский вызывает юридическое лицо (в лице его законного представителя, разумеется), то адрес определяется по данным из ЕГРЮЛ, а вот если организация участвует в данном административном деле через представителя, то повестка должна направляться также и по адресу такого представителя (ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ).
Участвующие в деле лица вправе подать ходатайство о направлении извещений по иному адресу (ч. 4 ст. 25.15 КоАП РФ). После подачи такого ходатайства повестки будут высылаться по тому адресу, который указан в ходатайстве.
О необходимости явки по таким запросам можно сказать следующее. За неявку по уже возбужденному делу грозит административная ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, наказание для граждан - штраф от 1000 до 1500 руб). Если игнорировать такие вызовы до момента возбуждения дела, то административная ответственность может наступить по более строгой ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции; наказание - штраф или арест до 15 суток). Кроме того, у полиции есть право на доставление (п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ). Это принудительное препровождение в ОВД физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении. Поэтому неявка по вызову полиции может обернуться принудительной поездкой по тому же адресу, да еще и в сопровождении недружественно настроенных стражей порядка.
Поэтому целесообразнее не уклоняться от явки по вызову. Другое дело, что можно дополнительно согласовать время встречи или уведомить о причинах неявки (если они уважительные).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах