Ответственность за неисполнение требований сотрудников полиции по делу об административном правонарушении
Согласно п.п. 2 и 5 ч. 1 ст. 2, п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, полиция обязана пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам о подведомственных административных правонарушениях. Поэтому полицейские обладают большим объемом полномочий:
- проверяют заявления и сообщения об административных правонарушениях (п. 1 ч.1 ст. 12 Закона о полиции);
- обязаны незамедлительно прибывать на место совершения административного правонарушения и документировать его обстоятельства (п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции);
- вызывают в полицию граждан и должностных лиц, а также получают необходимые объяснения, справки, документы и их копии (п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);
- проверяют документы у лиц, в отношении которых имеется повод для возбуждения дела об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);
- составляют протоколы об административных правонарушениях, собирают доказательства, применяют иные меры, предусмотренные КоАП РФ (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, ст.ст. 28.3, 27.1 и 23.3 КоАП РФ), в том числе задерживают административных правонарушителей (п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о полиции, ст. 27.3 КоАП РФ).
Поскольку эти полномочия полиции прямо предусмотрены законом, то все остальные обязаны подчиняться законным требованиям сотрудников полиции, то есть: являться по вызовам, предоставлять документы для проверки, давать требуемую информацию по делу и т.п. За неисполнение этих обязанностей гражданам грозит ответственность по статьям 17.7 или 19.3 КоАП РФ.
Привлечение к ответственности по ст. 17.7 или более строгой 19.3 КоАП РФ зависит от того, на какой стадии находится административное дело. Например, опрашивать свидетелей полицейский будет (в большинстве случаев) еще до возбуждения административного дела, поскольку ч. 2 ст. 26.3 КоАП РФ требует, чтобы эти сведения содержались в следующих процессуальных документах:
1) в протоколе об административном правонарушении;
2) в протоколе о применении меры обеспечения производства по делу (если такая мера применялась);
3) в протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом еще до составления протокола об административном правонарушении полиция должна располагать объяснениями и показаниями причастных лиц. Чаще всего сотрудник полиции расспрашивает их на стадии рассмотрения материалов - поводов к возбуждению дела (ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ). Однако в данный момент дело об административном правонарушении еще не возбуждено, поскольку (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ) оно и возбуждается, собственно, протоколом об административном правонарушении (либо о применении меры обеспечения), либо определением о возбуждении дела и проведении административного расследования.
При этом ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, предполагает наличие уже возбужденного дела. Если, например, свидетель по делу уклоняется от встречи с сотрудником полиции, ведущим уже возбужденное дело, то и отвечать он будет по ст. 17.7 КоАП РФ. Эта статья предусматривает наказание в виде штрафа для граждан (1000-1500 рублей), для должностных лиц штраф (2000-3000 рублей) или дисквалификацию (6-12 месяцев), для организаций - штраф (50000-100000 рублей) либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Если этот условный свидетель отказывается давать объяснения сотруднику полиции, который только проверяет повод для возбуждения дела (а стало быть, законно требует объяснений), то его действия могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции (постановления Бологовского городского суда от 13.08.2015 по делу N 5-123/2015, Мелеузовского районного суда от 07.07.2017 по делу N 5-194/2017, Мирнинского районного суда от 20.02.2017 по делу N 5-14/2017, Ленинского районного суда г. Магнитогорска от 08.05.2016 по делу N 5-85/2016, Харабалинского районного суда от 12.08.2015 по делу N 5-151/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда г. Санкт-Петербург от 23.12.2014 по делу N 33-20224/2014, решение Верховного Суда Республики Хакасия от 18.12.2014 по делу N 7п-112/2014). Противоположная позиция - постановление Кемеровского областного суда от 25.07.2016 по делу N 4А-923/2016). Административное наказание по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ - это штраф (500-1000 рублей) либо административный арест на срок до пятнадцати суток. На практике вызываемым до возбуждения дела свидетелям частенько грозят ст. 17.7 КоАП РФ (решение Почепского районного суда Брянской области от 15.02.2011 по делу N 2-138).
Иногда суд прекращает дело по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, если речь идет об отказе дать объяснения против самого себя (постановления Шелаболихинского районного суда от 03.12.2015 по делу N 5-28/2015, Свердловского районного суда г. Перми от 05.04.2016 по делу N 5-377/2016, Советского районного суда г. Улан-Удэ от 08.07.2016 по делу N 5-50/2016, Брянского гарнизонного военного суда от 23.08.2016 по делу N 5-15/2016, Юрлинского районного суда от 12.01.2016 по делу N 5-1/2016, Ростовского областного суда от 24.04.2014 по делу N 4А-183/2014, Очерского районного суда Пермского края от 31.01.2014).
Кроме того, у полиции имеется право на доставление (п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ). Это принудительное препровождение в ОВД физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении. Поэтому неявка по вызову полиции может обернуться принудительной поездкой по тому же адресу, да еще и в сопровождении недружественно настроенных стражей порядка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах