Участие полиции в производстве по делам об административных правонарушениях
Полномочия полиции в административном производстве закреплены в двух федеральных законах: Законе о полиции и КоАП РФ. Согласно п.п. 2 и 5 ч. 1 ст. 2, п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, полиция обязана пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам о подведомственных административных правонарушениях. Поэтому полицейские вправе проводить проверку заявлений и сообщений об административных правонарушениях (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции), обязаны незамедлительно прибывать на место совершения административного правонарушения и документировать его обстоятельства (п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции), вызывать в полицию граждан и должностных лиц, а также получать необходимые объяснения, справки, документы и их копии (п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции), проверять документы у лиц, в отношении которых имеется повод для возбуждения дела об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции), составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять иные меры, предусмотренные КоАП РФ (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, ст.ст. 28.3, 27.1 и 23.3 КоАП РФ); в том числе задерживать административных правонарушителей (п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о полиции, ст. 27.3 КоАП РФ).
Однако эти полномочия распространяются только на такие правонарушения, по которым именно полиция вправе составлять протоколы об административном правонарушении (ст.ст. 27.1, 28.3 КоАП РФ).
При этом различные сотрудники полиции имеют различные полномочия в отношении конкретных правонарушений. Перечень полицейских должностей и конкретных соответствующих им полномочий закреплен в частях 2 и 3 ст. 23.3 КоАП РФ и приказе МВД России от 05.05.2012 N 403 (далее - Приказ N 403). Например, должностные лица подразделений организации охраны общественного порядка на улицах вправе составить административный протокол по ст. 6.16.1 КоАП РФ (незаконные сделки с наркотическими веществами, если на преступление это деяние "не тянет"), но не могут составить протокол по ст. 6.16 КоАП РФ (нарушение правил оборота нарковеществ), по которым протоколы вправе составлять, например, оперативники или начальник дежурной части (п.п. 3.3, 3.1, 3.7 Перечня, утв. Приказом N 403).
Для того, чтобы убедиться, что конкретный полицейский, составляющий административный протокол, не превысил свои полномочия, следует:
- уточнить должность и название подразделения, в котором служит сотрудник полиции;
- уточнить номер статьи КоАП РФ, которая предусматривает вменяемое правонарушение;
- обратиться к Приказу N 403 и свериться с Перечнем.
Если протокол составлен неуполномоченным сотрудником полиции, то суд (или иное лицо, рассматривающее дело по существу) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ вынесет определение о возвращении протокола обратно (определение Ленинского районного суда г. Владимира Владимирской области от 25.08.2014 по делу N 5-710/2014, Определение Намского районного суда Республики Саха (Якутия) от 14.05.2014 (противоположный вывод - решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 17.01.2013 по делу N 12-7/2013), постановление Отрадненского районного суда Краснодарского края от 11.01.2014). Такое определение исключает возможность дальнейшего движения дела и не может быть обжаловано полицией (абз. 6 п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ").
Почему важно знать, какие конкретно составы КоАП РФ подведомственны каким именно сотрудникам полиции? Потому что если сотрудник полиции вправе составлять протокол о конкретном административном правонарушении, то по этому же правонарушению он вправе проводить административное расследование (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ), а также применять меры обеспечения (то есть проводить осмотр помещений (ст. 27.8 КоАП РФ), изымать вещи и документы (ст. 27.10 КоАП РФ), арестовывать товары (ст. 27.14 КоАП РФ) и т.п.
Вышесказанное относится к обычным сотрудникам полиции. Однако кроме них в полиции могут служить и полицейские стажеры - согласно ст. 24 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" лицо, поступающее на службу в полицию, на период испытательного срока назначается стажером на соответствующую должность. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью и условиями трудового договора. Согласно ст. 32 Закона о полиции стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определённом МВД России. Порядок привлечения сотрудников ОВД, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, установлен приказом МВД России от 15.08.2011 N 942. Согласно абз. 2 п. 10 указанного Порядка, стажеры не вправе самостоятельно составлять протоколы об административных правонарушениях (решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26.11.2012 по делу N А74-4707/2012).
Тема
См. также
Возбуждение полицией производства по делу об административном правонарушении
Отбирание полицией объяснений и показаний (опрос) по делу об административном правонарушении
Административное задержание сотрудниками полиции
Изъятие полицией вещей и документов в рамках дела об административном правонарушении
Арест полицией товаров, транспорта и прочих вещей в рамках дела об административном правонарушении
Установление полицией временного запрета деятельности
Взятие полицией проб и образцов в рамках дела об административном правонарушении
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах