К кому и куда МВД (ранее - ФМС) приходит с миграционной проверкой?
Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования.
В рамках миграционного контроля МВД (одна или вместе с другими надзирающими органами) организует и проводит проверки (п. 1 ст. 30 и п. 1 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, п. 5 Положения N 1162, п. 7 Регламента*(1)). МВД проводит проверки в отношении конкретного лица либо в отношении объекта (п. 9 Регламента). Очевидно, однако, что проведение проверки в отношении конкретного лица должно сопровождаться общими гарантиями, предусмотренными Законом N 294-ФЗ (с учетом п.п. 3-10 ст. 32 Закона N 115-ФЗ). В частности, распоряжение о проверке должно быть вынесено в отношении конкретного лица (п. 3 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ), которое при необходимости должно быть предупреждено о проведении проверки, некоторые проверки подлежат согласованию с прокуратурой и т.п.
Проверки в отношении объекта (которым может быть просто адрес, по которому проживают или работают иностранные граждане) такими гарантиями не сопровождаются. Дело в том, что проверка объекта - это проверка в отношении иностранных граждан, проводимая в рамках надзора за их проживанием и временным пребыванием в РФ (п. 1 ст. 30 Закона N 115-ФЗ). Следовательно, гарантии и процедуры Закона N 294-ФЗ на такие проверки не распространяются (см. ч. 1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, постановления Верховного Суда РФ от 05.08.2015 N 308-АД15-2957, от 31.07.2015 N 308-АД15-6167, от 27.04.2015 N 303-АД15-3337, постановление Пятого ААС от 24.04.2015 N 05АП-2812/15). Проверки в отношении объектов пребывания, проживания или работы мигрантов подчиняются исключительно требованиям Регламента (см. п. 1 и пп. 1 п. 5). Поэтому вполне возможна ситуация, когда на территории конкретного юридического лица внезапно появится сотрудник МВД, который будет проводить проверку вовсе не этой организации, а тех иностранных граждан, которые найдутся на её территории (см. пп. 4 п. 9 Регламента). При этом будет представлено распоряжение, вынесенное согласно пп. 1 п. 31, пп. 3 п. 32 Регламента на проверку объекта (цеха, стройки, рынка, территории или просто адреса), а не на проверку лица - то есть той организации, которая осуществляет деятельность по этому адресу. Пока МВД проверяет обнаруженных в этом месте иностранцев, проверочные действия в отношении организации не ведутся. Однако если незаконные мигранты будут выявлены, то в отношении организации будет проведена уже собственная проверка, по другому, вновь изданному распоряжению (либо проведено административное расследование вообще безо всякой проверки в смысле Закона N 294-ФЗ). Оба варианта соответствуют закону (см. п. 33 Регламента, постановления Двадцать первого ААС от 09.07.2015 N 21АП-1259/15, Седьмого ААС от 26.01.2015 N 07АП-12241/14, Второго ААС от 22.01.2015 N 02АП-9212/14). Более того, нереально оспорить проверку первого типа, даже если она фактически нанесла урон организации, ведь она проводится в отношении третьих лиц (см., например, постановления Пятого ААС от 04.12.2014 N 05АП-14214/14, АС Московского округа от 21.07.2015 N Ф05-8451/15).
Перечень лиц и объектов, которые представляют интерес для МВД, приведен в п. 9 Регламента. К таковым относятся:
Кого или что проверяет МВД | Предмет проверки | |
Л И Ц А | Иностранный гражданин, пребывающий (проживающий) в РФ (пп. 4 п. 9; пп. 1 п. 31; пп.1 п. 37 Регламента), а также следующий автомобильным, железнодорожным, морским, речным и авиационным транспортом, в том числе на маршрутах международного направления (пп. 7 п. 31 Регламента) | Соблюдает ли иностранный гражданин правила въезда, выезд, транзитного проезда через РФ, соблюдает ли режим пребывания (проживания) в РФ и правила миграционного учета (пп. 1 п. 5 Регламента), соблюдает ли правила осуществления им трудовой деятельности (пп. 4 п. 5 Регламента) |
Наниматель либо собственник жилья, принимающая сторона, осуществившие постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания (регистрацию по месту жительства) в жилом помещении (пп. 5 п. 9, пп. 3 п. 31 и пп. 3 п. 37 Регламента) | Соблюдает ли данное лицо правила постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания, регистрации по месту жительства, предоставляет ли достоверные информацию об иностранных гражданах и соответствующие документы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (пп. 2 п. 5, примечание*(36) Регламента) | |
Лицо (юридическое или физическое), у которого возникают обязанности, связанные с приглашением иностранного гражданина в РФ и его пребыванием в нашей стране (пп. 6 п. 9, пп. 2 п. 31 и пп. 2 п. 37 Регламента) | Соблюдает ли данное лицо правила и порядок исполнения возникших у него обязанностей (пп. 3 п. 5 Регламента) | |
Организация или предприниматель, привлекающие и использующие иностранных работников (пп. 7 п. 9, пп. 4 п. 31 и пп. 4 п. 37 Регламента) | Соблюдает ли указанное лицо правила привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников и использования их труда (пп. 5 п. 5 Регламента) | |
Физическое лицо (не ИП), привлекающее к выполнению работ или оказанию услуг либо иным образом использующее труд иностранных граждан (пп. 8 п. 9, пп. 5 п. 31 и пп. 5 п. 37 Регламента) | ||
Владелец транспортного средства, в том числе осуществляющего перевозки по маршрутам международных направлений автомобильного, железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта (пп. 6 п. 31 Регламента) | ||
О Б Ъ Е К Т Ы | Место работы, проживания либо пребывания иностранных граждан (пп. 1 п. 9, пп. 1 и пп. 3 п. 32 Регламента) | В данных местах МВД проверяет иностранных граждан - соблюдают ли они правила въезда, пребывания в РФ, осуществления трудовой деятельности и т.п. Если будет установлено, что мигранты нарушили законодательство, то в отношении их работодателей (заказчиков, собственников жилых помещений и т.п) будет проведена собственная проверка либо возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование (п. 33 Регламента) |
Жилое помещение, по адресу которого принимающей стороной либо нанимателем (собственником) жилого помещения осуществлена постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания (регистрация по месту жительства) (пп. 2 п. 9, пп. 2 п. 32 Регламента) | ||
Транспортное средство, в том числе осуществляющее перевозки по маршрутам международных направлений автомобильного, железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта (пп. 3 п. 9, пп. 4 п. 32 Регламента) |
В настоящее время введен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства в 2016-2018 годах, за исключением определенных категорий организаций и предпринимателей, в частности, наказанных по итогам предыдущей проверки за грубое нарушение, предусмотренное КоАП РФ, либо подвергнутым дисквалификации, административному приостановлению деятельности и т.п (ч. 1, ч. 2 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Мораторий не распространяется на внеплановые проверки и не касается проверок в отношении таких объектов, на которых трудятся или проживают мигранты (даже если эти объекты принадлежат или используются субъектами малого бизнеса).
_____________________________
*(1) Регламент - Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утв. приказом Федеральной миграционной службы и МВД России от 31.07.2015 N 367/807. Действие Регламента полностью распространяется на МВД (п. 2 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.