Административное задержание сотрудниками полиции
В рамках производства по делу об административном правонарушении полиция вправе задержать гражданина, принудительно привезти его в отделение полиции, составить там же протокол об административном правонарушении и дополнительно продержать несколько часов. В терминах КоАП РФ это называется административным задержанием, то есть кратковременным ограничением свободы гражданина (ст. 27.3, п. 1 ч. ст. 27.1 КоАП РФ, п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о полиции). Кратковременным оно является в сравнении со сроками задержания преступников и подозреваемых в совершении преступлений.
Никакого разрешения (судьи или прокурора) на административное задержание полицейским не требуется!
Согласно ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ, срок административного задержания не может превышать 3 часа (срок начинает течь с момента доставления в отделение полиции, см. ч. 4 ст. 27.5 и п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ, ч. 4 ст. 14 Закона о полиции). Нахождение лица в полицейском автомобиле - еще не задержание, см. апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20.01.2015 по делу N 33-13189/2014).
Однако срок задержания может быть и гораздо более длинным - до 48 часов, - если:
- необходимо установить личность задержанного и иные обстоятельства, при этом вменяемое правонарушение подпадает под определённую категорию (нарушение таможенных правил, нарушение режима Государственной границы РФ либо порядка пребывания в РФ, а также любое правонарушение, если оно совершено во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ (ч. 2 ст. 27.5 КоАП РФ);
- либо лицо задержано в связи с таким правонарушением, которое в качестве наказания предусматривает административный арест или административное выдворение за пределы РФ (ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ). Однако само по себе совершение такого правонарушения не является основанием к задержанию!
Административное задержание применяется в исключительных случаях: только если без задержания невозможно установить обстоятельства совершенного деяния, правильно и своевременно рассмотреть дело либо исполнить постановление по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ) и только если есть конкретные достаточные основания считать его необходимой и соразмерной мерой для обеспечения производства по данному делу об административном правонарушении (п. 1 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П).
Конкретные мотивы должны быть указаны в протоколе задержания (ч. 1 ст. 27.4 КоАП РФ). В частности, не допускается задерживать гражданина только для обеспечения явки в суд, если у полиции нет данных о намерениях задержанного уклониться от такой явки (постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 11.04.2005 N 7-АД04-2, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 28.05.2015 по делу N 33-330/2015), а равно если задержанный был впоследствии отпущен полицией и не доставлялся к судье (апелляционные определение СК по гражданским делам ВС Республики Карелия от 14.04.2015 по делу N 33-1430/2015, СК по гражданским делам ВС Республики Коми от 14.05.2015 по делу N 33-2178/2015). Если гражданина задержали за неповиновение сотруднику полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ), то в протоколе задержания и/или в протоколе административного правонарушения должны быть указаны те распоряжения и требования полиции, которые не выполнил правонарушителе (апелляционное определение СК по административным делам Курского областного суда от 04.02.2015 по делу N 33-112/2015).
С другой стороны, бывает, что дело об административном правонарушении, в связи с которым задерживалось лицо, затем прекращается за отсутствием события или состава правонарушения. В таком случае прекращение дела само по себе не значит, что задержание было незаконным, - если имелись достаточные основания полагать, что применение данной принудительной меры необходимо (абз. 6 п. 4 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П; см. также решения Электростальского городского суда Московской области от 31.03.2015 по делу N 2-646/2015, Ленинского районного суда г. Пензы Пензенской области от 20.05.2014 по делу N 2-1855/14).
От административного задержания следует отличать доставление - принудительное препровождение правонарушителя в отделение полиции для составления протокола об административном правонарушении, в случаях, когда этот протокол невозможно составить на месте (ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ). После составления протокола доставленного либо отпускают, либо задерживают уже в помещении полиции, о чем составляют протокол задержания (ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ).
Полицейские вправе задержать лицо в связи с совершением им любых правонарушений:
- во-первых, таких, протоколы о которых вправе составлять сами сотрудники полиции (п. 1 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ);
- во-вторых, любых других правонарушений по "чужой" подведомственности, если в полицию с просьбой о задержании обратилось должностное лицо соответствующего органа, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ).
Теоретически административное задержание можно осуществить в связи с любым правонарушением, даже из-за перехода улицы в неположенном месте. Однако самым "любимыми" полицейскими поводами к задержанию являются статьи 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения), ч. 1 ст. 20.25 (неуплата административного штрафа в срок) и ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законным требованиям полиции). Причем вменить ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ достаточно легко, ибо в таком случае вся доказательственная база зачастую сводится к рапортам полицейских о том, что задержанный вел себя вызывающе, хватался за одежду, отказался проследовать в служебный автомобиль, на требования прекратить противоправное поведение не реагировал (постановления Муромского городского суда Владимирской области от 01.04.2015 по делу N 5-151/2015, Зимовниковского районного суда Ростовской области от 04.03.2014 по делу N 5-23/2014); суд указывает, что оснований не доверять сотрудникам полиции у него нет и критически относится в заявлениям задержанного о том, что дело было не так.
Осуществлять задержание могут те же сотрудники полиции, которые уполномочены на составление протоколов об административном правонарушении приказом МВД РФ от 05.05.2012 N 403 "О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию" (см. ч. 2 ст. 27.3 КоАП РФ, п. 2 приказа).
Административное задержание проводится без участия понятых! (ч. 2 ст. 25.7 и гл. 27 КоАП РФ, см. также вопрос N 8 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2005 г.)
Задерживая гражданина, сотрудник полиции обязан (ч. 3 ст. 14 Закона о полиции, ч. 5 ст. 27.3 КоАП РФ, абз. 3 п. 2.2 определения Конституционного Суда РФ от 24.12.2012 N 2392-О):
1. Представиться (назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить (по требованию) служебное удостоверение.
2. Сообщить причину, основания и цель задержания.
3. Разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, а именно:
- его право на незамедлительную юридическую помощь (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ, ч. 5 ст. 14 Закона о полиции, ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ),
- право на услуги переводчика (ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ, ч. 5 ст. 14 Закона о полиции),
- право на уведомление родственников и близких лиц о факте его задержания (ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ), включая право на один телефонный звонок (ч. 7 ст. 14 Закона о полиции)
- право на отказ от дачи объяснения (ст. 51 Конституции РФ, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ).
Об административном задержании составляется специальный протокол (ст. 27.4 КоАП РФ, ч. 14 ст. 14 Закона о полиции).
Задержанное лицо отправляют (ч. 1 ст. 27.6 КоАП РФ) в специально отведенное для этого помещения (КАЗ, или комната (камера) административно задержанных). Условия содержания в КАЗе определены специальным Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утв. постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 N 627.
Кроме того, Закон о полиции (ч. 6 ст. 14) требует проведения административного личного досмотра задержанного и находящихся при нем вещей (см. также п. 200 Административного регламента N 185, п. 9 Наставления оперативному дежурному, утв. приказом МВД РФ от 30.04.2012 N 389, далее - Наставление N 389). Досмотр проводится в присутствии понятых - это единственный эпизод участия понятых, (ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ), о нем вносится запись в протокол задержания (ч. 6 ст. 27.7 КоАП РФ). Если задержанный не помещается в КАЗ (например, доставка в суд в будет производиться в самое ближайшее время), досмотр может и не проводиться.
Если во время досмотра при задержанном будут обнаружены орудия или предметы административного правонарушения, или документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, то все они будут изъяты в присутствии вышеупомянутых понятых (ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ).
Как правило, административно задержанный остается в КАЗ ненадолго (во всяком случае, в качестве именно задержанного, а не подвергнутого административному аресту). В самое ближайшее время задержанного препроводят к судье для разбирательства по его административному делу, поскольку такое дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ), и поскольку скорейшего направления требуют ведомственные акты МВД России (см. п. 19 Наставления N 389). В любом случае, по истечении 48 часов, проведенных в КАЗ, в отсутствие судебного решения полиция обязательно отпустит человека на свободу (поскольку этого требует ч. 1 ст. 14 Закона о полиции и подзаконные акты, например, п. 201 Административного регламента N 185; а кроме того, полицейские очень боятся прокурорских проверок за законностью нахождения задержанных лиц в КАЗ).
Тема
Участие полиции в производстве по делам об административных правонарушениях
См. также
Протокол об административном задержании полицией
Содержание в полиции административно задержанных лиц
Юридическая помощь административно задержанному полицией
Обжалование полицейского административного задержания
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах