Протокол об административном задержании полицией
Об административном задержании составляется специальный протокол (ст. 27.4 КоАП РФ, ч. 14 ст. 14 Закона о полиции).
Единой обязательной формы этого протокола не существует, в качестве образца можно указать на приложение N 15 к Административному регламенту исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. приказом МВД России от 02.03.2009 N 185.
В протоколе об административном задержании обязательно приводятся следующие сведения:
- дата, время и место составления протокола задержания (ч. 1 ст. 27.4 КоАП РФ, ч. 14 ст. 14 Закона о полиции);
- ФИО и должность сотрудника полиции, составившего протокол (ч. 1 ст. 27.4 КоАП РФ, ч. 14 ст. 14 Закона о полиции);
- сведения о задержанном лице (ч. 1 ст. 27.4 КоАП РФ, ч. 14 ст. 14 Закона о полиции);
- время и дата задержания (ч. 1 ст. 27.4 КоАП РФ, ч. 14 ст. 14 Закона о полиции). Время задержания начинает течь с момента доставления задержанного в отделение полиции (ч. 4 ст. 27.5 и п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ, ч. 4 ст. 14 Закона о полиции), а для лица, задержанного в состоянии алкогольного или иного опьянения, - со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ);
- основания задержания (ч. 14 ст. 14 Закона о полиции);
- мотивы задержания (ч. 1 ст. 27.4 КоАП РФ, ч. 14 ст. 14 Закона о полиции);
- место задержания (ч. 1 ст. 27.4 КоАП РФ, ч. 14 ст. 14 Закона о полиции);
- сведения о разъяснении задержанному его прав и обязанностей (ч. 5 ст. 27.3 КоАП РФ; определение Куйбышевского районного суда г. Санкт-Петербург от 06.08.2013 по делу N 5-955/13);
- факт уведомления о задержании близких и родственников задержанного (ч. 14 ст. 14 Закона о полиции);
- запись об административном личном досмотре задержанного, досмотре находящихся при нем документов и вещей, учиненная в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 27.7 КоАП РФ (ч. 6 ст. 14 Закона о полиции, п. 6 Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утв. постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 N 627, далее - Положение N 627);
- подписи понятых, присутствовавших при административном личном досмотре задержанного (ч. 8 ст. 27.7 КоАП РФ;)
- сведения об осмотре и результаты осмотра административно задержанного, соответственно, перед его водворением в КАЗ и после окончания срока задержания (ч. 16 ст. 14 Закона о полиции);
- отметка об изъятии предметов, веществ и продуктов, имевшихся у задержанного при себе (п. 11 Наставления оперативному дежурному, утв. приказом МВД России от 30.04.2012 N 389, далее - Наставление);
- результаты опроса задержанного лица о наличии у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья (п. 15 Наставления);
- сведения о наличии видимых ранений, телесных повреждений у задержанного лица, а также о причинах и обстоятельствах их получения (п. 16.2 Наставления);
- подписи сотрудника полиции, составившего протокол, и задержанного (ч. 2 ст. 27.4 КоАП РФ, ч. 15 ст. 14 Закона о полиции);
- сведения об отказе задержанного подписывать протокол задержания (ч. 2 ст. 27.4 КоАП РФ, ч. 15 ст. 14 Закона о полиции).
Копию протокола сотрудник полиции вручает задержанному (ч. 2 ст. 27.4 КоАП РФ, ч. 15 ст. 14 Закона о полиции), еще одна копия направляется в подразделение МВД России для включения сведений о задержанном в реестр лиц, подвергнутых задержанию (п. 17 Наставления).
Административное задержание предполагает проведение административного досмотра задержанного (личного и находящихся при нем вещей). В самом КоАП РФ это не закреплено, однако соответствующая норма содержится в Законе о полиции (ч. 6 ст. 14). Кроме того, проведения такого досмотра требует п. 6 Положение N 627, см. также п. 200 Административного регламента N 185, п. 9 Наставления.
Поскольку законом не предусмотрена возможность проведения личного досмотра в отсутствие понятых (ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ), то понятые обязательно участвуют в таком досмотре. Запись о проведенном досмотре и его результатах вносится в протокол задержания и удостоверяется подписями понятых (ч. 6 ст. 27.7 КоАП РФ).
Кроме именно административного досмотра, задержанных также осматривают два раза - до помещения в КАЗ (комнату или камеру для административно задержанных) и после окончания срока задержания (ч. 16 ст. 14 Закона о полиции, см. также абз. 2 п. 200 Административного регламента N 185). Цель этого осмотра - выявить признаки психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний у задержанного (абз. 3 п. 6 Положения N 627). Результаты осмотра вносятся в протокол задержания.
Протокол административного задержания не оспаривается отдельно от материалов административного дела и вне рамок процесса по делу об административном правонарушении. КоАП РФ не предусматривает такой возможности. Ранее Верховный Суд РФ прямо указывал на это (абз. 6 п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2, который прекратил действие согласно п. 87 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 N 36). Сейчас невозможность самостоятельного оспаривания протокола можно обосновать тем, что протокол содержит лишь описание правонарушения (мотивы задержания) (определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 696-О) и не влечет негативных последствий, поскольку наличие либо отсутствие нарушения законодательства (состав административного правонарушения) устанавливается непосредственно в ходе рассмотрения дела, по итогам которого административным органом принимается соответствующее решение.
Однако законность именно административного задержания (не протокола) может быть оспорена не только при рассмотрении дела об административном правонарушении, в связи с которым было задержано лицо (ст. 29.7 КоАП РФ), либо при обжаловании вынесенного постановления по этому делу (гл. 30 КоАП РФ). Задержание можно обжаловать в порядке административного судопроизводства согласно нормам гл. 22 КАС РФ (ранее - в порядке главы 25 ГПК РФ), путем подачи в районный суд административного искового заявления об оспаривании решений и действий сотрудников полиции по административному задержанию (ч. 1 ст. 218 КАС РФ, определение Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 N 107-О).
Кроме того, незаконность административного содержания может быть доказана в обычном исковом порядке в случае подачи заявления о возмещении вреда (в том числе морального), причиненного незаконными действиями полиции (постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П, ч. 2 ст. 27.1 КоАП РФ, ст. 1069 ГК РФ).
Во всех перечисленных случаях ключевую роль в доказывании могут сыграть несоответствие закону и иные недостатки протокола административного задержания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах