Проверка соответствия цен рыночным по контролируемым сделкам, осуществляемая ФНС России
С 01.01.2012 разделом V.1 НК РФ предусмотрена возможность проведения налоговыми органами самостоятельного вида налоговых проверок - проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (далее - проверка трансфертного ценообразования или ценовая проверка), порядок проведения которой определен в ст. 105.17 НК РФ.
Полномочия на проведение таких проверок отнесено к компетенции Центрального аппарата ФНС России, в структуре которого создано Управление трансфертного ценообразования ФНС России (далее - ФНС России) (п. 1 ст. 105.17 НК РФ, п. 3.10 Положения об Управлении трансфертного ценообразования Федеральной налоговой службы, утв. приказом ФНС России от 05.06.2014 N ММВ-7-13/309@).
Из совокупности норм НК РФ следует, что сделки между взаимозависимыми лицами можно разделить на две группы: на контролируемые, признаваемые таковыми при соблюдении положений ст. 105.14 НК РФ, и иные сделки между взаимозависимыми лицами. При этом из п. 1 ст. 105.17 НК РФ следует, что такая проверка проводится ФНС России только в отношении контролируемых сделок.
Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок (абз.3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
Проверка проводится по месту нахождения ФНС России на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) о проведении проверки. Такое решение может быть вынесено не позднее 2-х лет со дня получения уведомления налогоплательщика или извещения территориального налогового органа, если иное не предусмотрено ст. 105.17 НК РФ.
Проверка проводится в срок, не превышающий 6 месяцев. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен. С учетом продления максимальный срок проверки может составлять до 1 года 9 месяцев. Основания и порядок продления срока проверки установлены п. 4 ст. 105.17 НК РФ и приказом ФНС России от 26.11.2012 N ММВ-7-13/907@.
Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении и до дня составления справки о проведении такой проверки (п. 5 ст. 105.3 НК РФ).
Возможность приостановления проверки НК РФ не предусмотрена.
В ходе проверки ФНС России вправе осуществлять такие мероприятия налогового контроля, как проведение экспертизы, привлечение специалиста или переводчика (абз.3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
Также ФНС России вправе затребовать у налогоплательщика документацию в отношении проверяемой сделки (группы однородных сделок). С этой целью налогоплательщику направляется требование о представлении документации в порядке, предусмотренном п. п. 1, 2 и 5 ст. 93 НК РФ.
В отличие от камеральных и выездных проверок, в этом случае срок представления документов налогоплательщиком составляет 30 рабочих дней со дня получения соответствующего требования, а не 10 (п. 6 ст. 105.17 НК РФ).
Необходимые документы (информацию), касающиеся проверяемых сделок, проверяющие вправе истребовать и у участников этих сделок, располагающих такими документами (информацией). Истребование документов производится в порядке, аналогичном порядку истребования документов, установленному ст. 93.1 НК РФ (п. 7 ст. 105. 17 НК РФ).
Для анализа соответствия цен, примененных в сделках между взаимозависимыми лицами, рыночным ценам, в ходе налогового контроля ФНС России используются методы, установленные в п. 1 ст. 105.7 НК РФ. Порядок применения этих методов определен в п. 5 ст. 105.17 и гл. 14.3 НК РФ.
Иные методы, не предусмотренные разделом V.1 НК РФ, налоговый орган применять не вправе (п. 5 ст. 105.17 НК РФ).
В случае выявления занижения сумм налогов, указанных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ (налог на прибыль, НДПИ, НДС, НДФЛ), или завышения суммы убытка, определяемого в соответствии с гл. 25 НК РФ, проверяющими производятся корректировки соответствующих налоговых баз (п. 5 ст. 105.3 НК РФ).
В последний день проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет и сроки ее проведения (п. 8 ст. 105.17 НК РФ).
Акт проверки составляется только в случае, если по результатам проверки были выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной цены, которые привели к занижению суммы налога (завышению суммы убытка). Срок его составления - в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке.
Рассмотрение акта, других материалов проверки и письменных возражений по акту, которые представлены налогоплательщиком, а также принятие решения по результатам проверки осуществляется в порядке, аналогичном порядку рассмотрения материалов налоговой проверки, предусмотренному ст. 101 НК РФ (п. 14 ст. 105.17 НК РФ).
Формы документов, используемых при проведении проверки и оформлении ее результатов, утверждены приказом ФНС России от 26.11.2012 N ММВ-7-13/907@.
Следует учитывать, что материалы и сведения, полученные ФНС России при осуществлении мероприятий налогового контроля в связи с совершением сделки между взаимозависимыми лицами, могут быть использованы при проведении проверки иных лиц, являющихся участниками этой же контролируемой сделки (п. 15 ст. 105.17 НК РФ).
Факт проведения ценовой проверки в отношении сделки, совершенной в налоговый период, не препятствует проведению выездных и (или) камеральных налоговых проверок, налогового мониторинга за этот же налоговый период (абз. 6 п. 2 ст. 105.17 НК РФ).
Тема
Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
См. также
Сроки назначения проверки соответствия цен рыночным по контролируемым сделкам
Периодичность проведения проверок соответствия цен рыночным по контролируемым сделкам
Сроки проведения проверки соответствия цен рыночным по контролируемым сделкам
Методы, используемые при проведении проверки соответствия цен рыночным по контролируемым сделкам
Документальное оформление проверки соответствия цен рыночным по контролируемым сделкам
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах