Акт проверки соответствия цен рыночным по контролируемым сделкам
В ходе проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (далее - проверка), проводимой в соответствии со ст. 105.17 НК РФ, налоговым органом могут быть выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной цены. И если такие факты привели к занижению суммы налога (завышению суммы убытка), уполномоченные должностные лица, проводившие проверку, должны составить в установленной форме акт проверки (п. 9 ст. 105.17 НК РФ).
Срок его составления - в течение 2-х месяцев со дня составления справки о проведенной проверке.
Справка о проведенной проверке полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами составляется в последний день проведения проверки. В ней фиксируются предмет и сроки проведения проверки (п. 8 ст. 105.17 НК РФ).
Акт проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами составляется с учетом требований, предусмотренных п. 3 ст. 100 НК РФ (п. 11. ст. 105.17 НК РФ).
Это означает, что в акте должны быть указаны следующие сведения (п. 3 ст. 100 НК РФ):
- дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица, адрес его места нахождения или места жительства;
- фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
- дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) ФНС России о проведении проверки;
- перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
- период, за который проведена проверка;
- виды налогов, в отношении которых проводилась проверка;
- даты начала и окончания проверки;
- сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении проверки;
- документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
- выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ в случае, если НК РФ предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
Также в акте должны содержаться следующие сведения (п. 11 ст. 105.17 НК РФ):
- документально подтвержденные факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной цены в сторону повышения от максимальной предельной цены или в сторону понижения от минимальной предельной цены с учетом соответствующих надбавок к ценам или скидок с цен, а также
- обоснование того, что это отклонение повлекло занижение суммы налога (завышение суммы убытка), и расчет суммы такого занижения (завышения).
Форма акта проверки и Требования к его составлению (далее - Требования) установлены приказом ФНС России от 26.11.2012 N ММВ-7-13/907@.
Согласно Требованиям акт проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. Составление такого акта в электронной форме Требованиями не предусмотрено (в отличие от акта камеральной или выездной налоговой проверки).
Помарки, подчистки и иные исправления в акте не допускаются. Исключение составляют исправления, оговоренные и заверенные подписями лиц, проводивших проверку (руководителя проверяющей группы), и налогоплательщика (его представителя).
Стоимостные показатели, выраженные в инвалюте, должны отражаться в акте с одновременным указанием рублевого эквивалента по курсу, котируемому Банком России для соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю на день совершения сделки.
Сокращенные наименования и аббревиатуры при первом употреблении в тексте акта приводятся полностью с одновременным указанием в скобках их сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту.
Акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.
Вводная часть акта проверки представляет собой общие сведения о налогоплательщике и проводимой проверке.
В описательной части акта систематизировано излагаются документально подтвержденные факты нарушения налогового законодательства, повлекшие неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения налогоплательщиком трансфертных цен в контролируемых сделках в целях налогообложения, или указание на отсутствие таких фактов и обстоятельств. Такие факты и обстоятельства должны быть изложены четко, лаконично, доступно и системно (п. 10 Требований).
В итоговой части акта проверки содержатся сведения о выявленных суммах неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, об исчисленных для целей налогообложения в завышенных размерах суммах убытков, иных имеющих значение для принятия обоснованного решения по результатам проверки обстоятельств, или указание на отсутствие таких фактов и обстоятельств. Кроме того, в акте указываются предложения по устранению таких нарушений и выводы о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налогового правонарушения со ссылкой на соответствующую статью НК РФ (п. 11 Требований).
Акт подписывается должностными лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась такая проверка, или его представителем (п. 10 ст. 105.17 НК РФ, п. 12 Требований).
Акт проверки составляется в 2-х экземплярах, один из которых в установленном порядке вручается налогоплательщику (его представителю), второй - хранится в ФНС России.
К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от налогоплательщика, не прилагаются. Документы, содержащие сведения, не подлежащие разглашению ФНС, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных ФНС выписок.
Экземпляры акта проверки являются идентичными и включают указанные в нем приложения.
На последней странице экземпляра акта, который хранится в ФНС, делается запись о количестве приложений к нему и количестве листов приложений, передаваемых налогоплательщику (его представителю), с указанием фамилии, имени и в случае, если имеется, отчества лица, получившего акт проверки, и даты вручения акта проверки. Указанная запись удостоверяется подписью лица, получившего акт проверки (п. 14 Требований).
В течение 5 рабочих дней акт проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (или его представителю) под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Срок исчисляется с даты составления этого акта.
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от подписания и/или получения акта проверки, в акте делается соответствующая запись и он направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства физического лица. В таком случае датой вручения этого акта считается шестой рабочий день считая с даты отправки заказного письма (п. 12 ст. 105.17 НК РФ, п. 14 Требований).
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе представить в ФНС России письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Срок представления письменных возражений - течение 20 рабочих дней со дня получения акта (п. 13 ст. 105.17 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах