Сроки проведения проверки соответствия цен рыночным по контролируемым сделкам
Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, каковым является ЦА ФНС России, в структуре которого создано Управление трансфертного ценообразования ФНС России (далее - ФНС России) (п. 1 ст. 105.17 НК РФ, п. 3.10 Положения об Управлении трансфертного ценообразования Федеральной налоговой службы, утв. приказом ФНС России от 05.06.2014 N ММВ-7-13/309@).
Проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) ФНС России о ее проведении. Такое решение может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг налогоплательщика, направленных в соответствии со ст. 105.16 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 105.17 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 105.17 НК РФ проверка соответствия цен рыночным проводится в срок, не превышающий 6 месяцев.
В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до 12 месяцев по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России.
Перечень исключительных случаев, позволяющим продлить срок проведения проверки до 12 месяцев, установлен Основаниями и порядком продления срока проведения проверки (далее - Порядок), утверждеными приказом ФНС России от 26.11.2012 N ММВ-7-13/907@. К ним относятся:
- проведение проверки в отношении организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков в соответствии со ст. 83 НК РФ (пп. 1 п. 3 Порядка);
- возникновение на месте проведения проверки обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т.п.) (пп. 2 п. 3 Порядка);
- непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки (который в силу п. 6 ст. 105.17 НК РФ составляет 30 рабочих дней со дня получения соответствующего требования) (пп. 3 п. 3 Порядка).
Срок проведения проверки может быть продлен дополнительно на срок, не превышающий 6 месяцев, в случае необходимости:
- получения информации от иностранных государственных органов;
- проведения экспертиз и (или)
- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
В случае, если проверка была продлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение 6 месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок продления указанной проверки может быть увеличен на 3 месяца.
Для наглядности представим сроки проведения проверки в таблице:
Срок проведения ценовой проверки | Случаи применения срока проверки | Основание |
Не более 6 месяцев | В общем случае | абз. 1 п. 4 ст. 105.17 НК РФ, решение о проведении проверки |
Продление до 12 месяцев | В исключительных случаях, к которым относятся : - проведение проверки в отношении организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков в соответствии со ст. 83 НК РФ; - возникновение на месте проведения проверки обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т.п.); - непредставление налогоплательщиком в установленный срок (30 рабочих дней) документов, необходимых для проведения проверки | абз. 1 п. 4 ст. 105.17 НК РФ, п. 3 Порядка, решение о продлении срока проведения проверки |
Продление дополнительно на срок, не превышающий 6 месяцев | В случае необходимости: - получения информации от иностранных государственных органов; - проведения экспертиз и (или) - перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке | абз. 3 п. 4 ст. 105.17 НК РФ, решение о продлении срока проведения проверки |
Увеличение срока продления проверки на 3 месяца. | Если проверка была продлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение 6 месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию | абз. 3 п. 4 ст. 105.17 НК РФ, решение о продлении срока проведения проверки |
Всего - 21 месяц (или 1 год 9 месяцев) |
Решение о проведении проверки и решение о продлении срока проведения проверки составляются по формам, утвержденным приказом ФНС России от 26.11.2012 N ММВ-7-13/907@.
Возможность приостановления проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами НК РФ не предусмотрена.
Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении и до дня составления справки о проведении такой проверки (п. 3 ст. 105.17 НК РФ).
О принятии решения о проведении проверки ФНС России уведомляет налогоплательщика в течение 3-х дней со дня его принятия (абз. 2 п. 3 ст. 105.17 НК РФ).
В случае продления срока проведения проверки копия соответствующего решения направляется налогоплательщику также в течение 3-х дней со дня его принятия (абз. 4 п. 4 ст. 105.17 НК РФ).
При этом в п. 5 Порядка уточнено, что решение о продлении срока проведения проверки вручается налогоплательщику (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком (его представителем), либо направляется налогоплательщику по почте заказным письмом.
Факт проведения проверки в отношении сделки, совершенной в налоговый период, не препятствует проведению выездных и (или) камеральных налоговых проверок, налогового мониторинга за этот же налоговый период (абз. 6 п. 2 ст. 105.17 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах