Применение риск-ориентированного подхода при организации плановых проверок органами пожарного надзора
9 июня 2017 года вступает в силу федеральный закон N 100-ФЗ от 28.05.2017, предусматривающий применение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. Материал будет актуализирован в ближайшее время.
Риск-ориентированный подход представляет собой специальный метод организации и осуществления надзора.
Этот метод (ч. 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ) предполагает, что надзорное ведомство сначала классифицирует по категориям риска все виды производственных объектов, которые должны и могут подвергнуться его надзору. Категория риска рассчитывается (ч. 3 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ) по тяжести потенциальных последствий, которые наступят, если не будут соблюдены соответствующие обязательные требования (например, сколько людей могут пострадать при пожаре, если объект определённой вместимости не будет обеспечен соответствующими эвакуационными выходами) и по степени вероятности несоблюдения обязательных требований (например, для объекта, на котором уже был пожар, или деятельность которого приостанавливалась, такой риск, разумеется, будет повышенным).
Затем на основе этой классификации определяется к какой именно категории риска относится каждый поднадзорный объект. А после этого орган ГПН варьирует частоту проверочных и профилактических мероприятий в отношении каждого поднадзорного лица, исходя из того, объектом какой категории риска это лицо владеет и пользуется. Другими словами, если деятельность организации связана с высокими пожарными рисками - проверять будут часто и тщательно. Если деятельность, наоборот, низкорисковая - проверок будет меньше, а может быть, и вообще не будет.
Риск-ориентированный подход в федеральном государственном пожарном надзоре введен с 3 сентября 2016 года (см. перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806, абз. 3 п. 1 Постановления N 290). Следовательно, уже с 2017 года плановые проверки в сфере ГПН должны проводиться (в том числе) с учетом категории риска, присвоенной объекту защиты. Однако Закон о пожарной безопасности, который имеет в силу ч. 4 ст. 1 Закона 294-ФЗ приоритет в сфере пожарных проверок, пока не позволяет применить риск-ориентированный подход в этой сфере. В связи с этим возникла неопределенность в вопросе о периодичности проведения плановых проверок органами федерального государственного пожарного надзора.
Общие правила расчета риска установлены Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806, далее - Правила N 806). Конкретные правила расчета категории риска содержатся в Положении N 290.
При этом каждый объект защиты относится к одной из пяти категорий риска: высокого риска, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков (п. 21 Положения N 290). Все объекты попадают в перечни объектов защиты, которым присвоены категории риска. Эти перечни ведутся органами пожарного надзора (п. 24 Положения N 290). Кроме того, на официальном сайте МЧС (http://www.mchs.gov.ru/) размещена и должна поддерживаться в актуальном состоянии информация об объектах категорий высокого и значительного рисков (п. 26 Положения N 290).
Категория риска определяется и присваивается именно объекту защиты, а не юридическому лицу и не предпринимателю (п. 20 Положения N 290). Хотя при этом для определения категории риска используются сведения, относящиеся к деятельности именно лица, которое использует объект.
Владельцы объектов могут запросить орган ГПН о том, к какой категории риска отнесен объект. ГПН не только предоставит им информацию о присвоенной объекту категории риска, но и сведения, использованные при отнесении объекта к данной категории (п. 13 Правил N 806, п. 28 Положения N 290). Владельцы могут также заявить в ГПН о том, что необходимо изменить категорию риска, присвоенную объекту ранее (ч. 6 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, п. 17 Правил N 806, п. 29 Положения N 290). Отказ в изменении категории риска может быть обжалован - либо в вышестоящий орган ГПН (п.п. 128, 137 Регламента N644), либо в суд (п. 22 Правил N 806).
Тема
Плановая проверка органами пожарного надзора
См. также
Присвоение категорий риска объектам защиты для целей пожарного надзора
Изменение категории риска объекта защиты для целей пожарного надзора
Периодичность плановых проверок органами ГПН с учетом риск-ориентированного подхода
Формы документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на июль 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.