Изъятие полицией вещей и документов в рамках дела об административном правонарушении
Полиция вправе применять данные полномочия при производстве дел только по тем правонарушениям, которые перечислены в ст. 23.3 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
В качестве одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении полиция вправе изъять вещи (включая ТМЦ, транспорт, оборудование, готовую продукцию, деньги и т.п.), которые являются орудиями или предметами административного правонарушения (ст. 27.10 КоАП РФ). Никакого разрешения прокуратуры (или суда, или вообще кого бы то ни было) для этого не требуется. Изъятие проводят те же сотрудники полиции, которые уполномочены на составление протоколов об административном правонарушении приказом МВД России от 05.05.2012 N 403 "О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию" (см. ч. 1 и 2 ст. 27.10 КоАП РФ, п. 2 приказа N 403). Изъятие проводится в целях, указанных в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ - для пресечения правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Разумеется, - и вне рамок дела об административном правонарушении, - полиция всегда обязана изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения (наркотики, яды, оружие, боеприпасы и т.п., см. п. 37 ст. 12 и п. 16 ст. 13 Закона о полиции).
Законом не ограничен и не очерчен перечень документов и вещей, которые могут быть изъяты по делу об административном правонарушении. Главное, чтобы они могли иметь значение по делу - быть доказательствами, либо предметами правонарушения (например, контрафактный товар или сопроводительные документы), либо орудиями правонарушения (например, оборудование, аппаратура, транспорт, компьютерная техника и т.п.). Чаще всего изымаются игровое оборудование, игровая и компьютерная техника, контрафактный алкоголь и контрафактные аудио- и видеоносители, автотранспорт.
Для того, чтобы что-то изъять, это что-то сотрудникам полиции нужно сначала обнаружить. Поэтому изъятию, как правило (хотя и не обязательно), предшествуют досмотр (личный, транспорта, ст.ст. 27.7, 27.9 КоАП РФ) или осмотр помещений и товаров организации, предпринимателя (ст. 27.8 КоАП РФ). В любом случае полицейские изымают найденные вещи в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи (ч.ч. 1 и 2 ст. 27.10 КоАП РФ).
Если полиция изымает имущество, принадлежащее организации, то, как правило, полицейские стараются пригласить представителя этой организации (законного или простого). Статья 27.10 КоАП РФ этого прямо не предусматривает, однако требует, чтобы копия протокола изъятия вручалась законному представителю (ч. 8 ст. 27.10 КоАП РФ). Кроме того, изымаемые предметы сначала, как правило, осматриваются (ст. 27.8 КоАП РФ). А из системного толкования ч. 2 ст. 27.8 и ч. 2 и 8 ст. 27.10 суды приходят к выводу о том, что изъятие вещей и документов, обнаруженных в ходе осмотра принадлежащих юридическому лицу товаров, должно осуществляться в присутствии представителя юридического лица (постановления ФАС Дальневосточного округа от 08.07.2013 N Ф03-2841/13, Восьмого ААС от 09.08.2012 N 08АП-5520/12).
Об изъятии составляется специальный протокол, хотя допускается делать соответствующую запись в ином протоколе, например, протоколе об административном задержании (ч. 5 ст. 27.10 КоАП РФ).
Если полиция изымает документы, то она обязана оставить вам их заверенные копии (ч. 5.1 ст. 27.10 КоАП РФ). О том, что копии изготовлены, заверены и переданы лицу, у которого изъяты оригиналы, обязательно указывается в протоколе изъятия. Если изготовить заверенные копии в момент изъятия невозможно, то полицейские должны изготовить и передать копии в течение пяти календарных дней с момента изъятия. Если в течение этих пяти дней передача копий не состоялась, у полиции имеется еще три календарных дня, чтобы отослать заверенные копии по почте заказным почтовым отправлением. В этом случае в протокол изъятия вписывается номер почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе (ч. 5.1 ст. 27.10 КоАП РФ).
КоАП РФ не предусматривает права полиции отказать в копировании вообще, - например, под тем предлогом, что копирование способно помешать осуществлению деятельности полиции (между тем, такое право есть у полиции при изъятии документов в рамках оперативно-разыскной деятельности, см. абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД, п. 17 Инструкции, утв. приказом МВД России от 01.04.2014 N 199). Аналогично, если полиция изымает электронные носители информации по делу об административном правонарушении, то никаких копий она никому делать не обязана (хотя указанная обязанность у нее возникает, если электронные носители изъяты в рамках оперативно-разыскной деятельности, см. абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД).
Изъятые вещи упаковываются (если это необходимо) и опечатываются тут же, на месте (ч. 9 ст. 27.10 КоАП РФ, п. 4 Инструкции о порядке хранения вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, утв. приказом МВД России от 31.12.2009 N 1025, далее - Инструкция N 1025). Необходимо отметить, что КоАП РФ не обязывает упаковывать и даже опечатывать изъятое и не предъявляет специальных требований к его упаковыванию и опечатыванию, так что этот вопрос остается на усмотрение полиции. Если изъятое имущество не было опечатано, это само по себе не свидетельствует о незаконности совершенного изъятия (решение Ярославского областного суда от 04.09.2014). Однако если такие предметы впоследствии будут исследоваться в рамках дела об административном правонарушении, то суд может и не признать доказательством результаты подробного исследования (экспертизы), поскольку принадлежность исследованного образца нельзя достоверно установить (решения АС Нижегородской области от 29.07.2014 по делу N А43-10734/2014, Богучарского районного суда Воронежской области от 24.09.2014 по делу N 12-80/2014).
Затем полиция забирает изъятые вещи (кроме быстропортящихся и таких, хранить которые довольно сложно или дорого) и документы и отвозит их в ОВД. Там они будут храниться до рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с которым было производилось изъятие (ч. 9 ст. 27.10 КоАП РФ, п. 1 Инструкции N 1025). Вещи запираются либо в сейф, либо в специальное помещение, например, комнату вещественных доказательств (п. 5 Инструкции N 1025). При этом изъятые деньги вносятся на специальный счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение органа внутренних дел. Проводивший изъятие полицейский обязан не позднее следующего рабочего дня передать их (и одновременно копию протокола изъятия) в финансовой-экономическое подразделение органа полиции. Это подразделение забирает изъятые наличные и выдает полицейскому квитанцию к приходному ордеру, которая подтверждает передачу изъятых денег. Квитанция приобщается к материалам дела об административном правонарушении (п. 8 Инструкции N 1025).
При передаче дела об административном правонарушении судье (или вообще другому, помимо полиции, органу или должностному лицу, изъятые вещи и документы передаются вместе с делом об административном правонарушении (п. 14 Инструкции N 1025).
В тех случаях, когда полиция изъяла вещи скоропортящиеся либо такие, которые требуют специальных условий хранения (например, особый температурный режим или иные, дорогостоящие либо необычные условия), они осматриваются сотрудниками Роспотребнадзора и затем сдаются в отделение Росимущества*(1) (ч. 11 ст. 27.10 КоАП РФ, п. 3 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 19.11.2003 N 694). Это изъятое имущество обязательно оценивается (абз. 3 ч. 1 ст. 27.11 КоАП РФ), исходя из его рыночной стоимости (ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ, п. 4 Положения N 694), после чего Росимущество (самостоятельно либо через привлеченных лиц) распродает изъятое (п.п. 6-8 Положения N 694). Сданные в Росимущество изъятые вещи, реализация которых оказалась невозможной, а также изъятые вещи, которые на момент изъятия признаны некачественными и опасными, подлежат уничтожению (ч. 11 ст. 27.10 КоАП РФ, п. 11 Положения N 694).
При прекращении дела об административном правонарушении либо назначении правонарушителю наказания, не связанного с конфискацией или возмездным изъятием, изъятые вещи и документы подлежат возврату владельцу (ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ, п. 17 Инструкции N 1025, п. 15.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10). Это не относится к контрафактным алкоголю, лекарствам и иным вещам, изъятым из оборота: они подлежит уничтожению, поскольку находились в незаконном обороте, даже если срок давности привлечения истек (п.п. 2 и 2.1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ, п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, абз. 4 п. 15.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, постановление Десятого ААС от 22.09.2014 N 10АП-9387/14, решения АС Еврейской автономной области от 03.08.2015 по делу N А16-1009/2015, АС Магаданской области от 09.02.2015 по делу N А37-2158/2014, решение АС г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2014 по делу N А56-560/2014).
Полиция обязана сохранять изъятое имущество (и неважно, хранится ли оно в МВД или передано полицией на хранение третьим лицам, например, органу местного самоуправления): эта обязанность вытекает из норм главы 47 ГК РФ. В случае утраты изъятого имущества (либо снижения его стоимости) полиция (точнее, казна РФ) обязана будет в силу ст. 1069 ГК РФ возместить владельцу имущества соответствующие убытки (постановления АС Северо-Западного округа от 10.07.2015 N Ф07-4220/15, ФАС Центрального округа от 10.06.2014 N Ф10-1229/14, Девятого ААС от 05.08.2013 N 09АП-21768/13, Пятого ААС от 23.05.2013 N 05АП-2761/13, решения АС Архангельской области от 14.07.2015 по делу N А05-1595/2015, АС г. Москвы от 21.05.2014 по делу N А40-91414/2013, Ленинского районного суда г. Иваново Ивановской области от 25.03.2014 по делу N 2-20/14, определение СК по гражданским делам Ивановского областного суда от 23.06.2014 по делу N 33-1312, апелляционное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 08.07.2015 по делу N 33-6024/2015; противоположная практика - постановление ФАС Поволжского округа от 21.09.2011 N Ф06-8194/11).
______________________________
*(1) Указанное Положение N 694 предписывает сдавать изъятое в отделение Российского фонда федерального имущества. Однако этот фонд давно упразднён, а его функции переданы в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом , оно же Росимущество (п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах