Плановые проверки Роскомнадзором за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства
Требования Федерального закона от 26.12.2008. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) не распространяются на проверки в области контроля и надзора за обработкой персональных данных (п. 20 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). Следовательно, трехлетний запрет на плановые проверки малого бизнеса не действует (ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ) в этой сфере.
Роскомнадзор проводит плановые проверки на основании ежегодного плана проведения плановых проверок на текущий календарный год (п. 30 Регламента). Планы проведения проверок размещаются на официальных сайтах территориальных органов Роскомнадзора - Управлений Роскомнадзора по субъектам РФ и по федеральным округам (п. 31 и Приложение N 1 к Регламенту, приказ Минсвязи от 02.06.2015 N 193). Ссылки на эти планы должны быть также на официальных сайтах Роскомнадзора http://rkn.gov.ru,www.роскомнадзор.рф (п. 15.6 Регламента).
Однако не стоит искать плановые проверки в области персональных данных среди проверок, включенных в Ежегодный сводный план проверок (тот, который формирует прокуратура): дело в том, что этот сводный план формируется в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ, а проверки в области соблюдения требований к обработке персданных выведены из-под действия этого закона (п. 20 ч. 3.1. ст. 1 Закона N 294-ФЗ) и в сводный план не включаются (абз. 2 п. 1 Порядка, утв. приказом Генпрокуратуры РФ от 11.08.2010 N 313). По этой же причине не стоит искать информацию о проверке в Едином реестре проверок (п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок").
Роскомнадзор проводит плановые проверки в отношении операторов - как включенных в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, так и не включенных в этот Реестр (п. 32 Регламента). Очевидно, операторами являются каждый орган власти и каждое юридическое лицо, поскольку даже самые минимальные отчетность и делопроизводство предполагает обработку персональных данных. ИП тоже обрабатывают персональные данные, если у них есть работники, контакты покупателей и других контрагентов-физических лиц.
Оператор может попасть в план, если:
- оператор начал осуществлять деятельность по обработке персональных данных - причем независимо от включения в Реестр (п. 33 Регламента);
- прошло три года с момента включения оператора в ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 33.1 Регламента);
- прошло три года после окончания последней плановой проверки оператора (п. 33.2 Регламента).
Проверки планируются в порядке и сроки, установленные Роскомнадзором (п. 35 Регламента), другими словами, ведомство полностью свободно в этом отношении.
О проведении плановой проверки оператор обязательно уведомляется заранее: не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа о проведении проверки (п. 34 Регламента). Указанный срок ("не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала") является цитатой ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017). Судебная практика по применению именно Закона N 294-ФЗ, в основном, толковала этот срок так: предупреждать о плановой проверке необходимо не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала проверки. Однако повторимся, проверки в сфере персональных данных выведены из-под действия Закона N 294-ФЗ, а Роскомнадзор может настаивать на своем толковании указанного срока.
Чтобы предупредить о плановой проверке, Роскомнадзор отправит копию приказа о проведении плановой проверки (п. 34 Регламента). Эта копия может быть отправлена почтой с уведомлением о вручении или иным способом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на июнь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.