Периодичность плановых проверок органами ГПН с учетом риск-ориентированного подхода
9 июня 2017 года вступает в силу федеральный закон N 100-ФЗ от 28.05.2017, предусматривающий применение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. Материал будет актуализирован в ближайшее время.
Риск-ориентированный подход представляет собой специальный метод организации и осуществления надзора, который ч. 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ предполагает, что ГПН присвоит каждому производственному объекту определенную категорию риска.
Периодичность плановых проверок будет зависеть только от того, к какой категории риска отнесен конкретный объект защиты.
Согласно требованиям закона в полной мере риск-ориентированный подход при организации мероприятий надзора заработает с 1 января 2018 года, однако Правительство РФ вправе определить отдельные виды надзора, которые могут осуществляться с применением РОП и до 1 января 2018 года (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 246-ФЗ). Правительство РФ воспользовалось указанным полномочием и ввело такой подход в федеральном госпожнадзоре с 3 сентября 2016 года (см. перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806, абз. 3 п. 1 Постановления N 290).
Исходя из этого можно предположить, что уже с 2017 года плановые проверки в сфере ГПН должны проводиться (в том числе) с учетом категории риска, присвоенной объекту защиты.
Однако правила определения категории риска и периодичность плановых проверок в зависимости от категории установлены актом Правительства РФ (Положение N 290). В то же время согласно акту более высокой юридической силы - федеральному закону (см. п. 17 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ) - периодичность проведения проверок при осуществлении ГПН устанавливается иным федеральным законом, а именно Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Однако в него пока не вносились изменения, связанные с введением риск-ориентированного подхода.
Следовательно, акт более высокой юридической силы пока еще требует проведения плановых проверок вне зависимости от категории риска, к которой относится объект (ч. 3 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ). На это можно возразить, что ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, которая передает Правительству РФ полномочия по введении риск-ориентированного подхода, а стало быть и полномочия по определению периодичности плановых проверок, является специальной нормой по отношению к ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ и соответственно Закона N 69-ФЗ. Тем не менее в настоящий момент правовой статус постановления Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 пока однозначно не определен в части привязки периодичности плановых "пожарных" проверок к категории риска объекта. В связи с этим обязательность применения его положений (при определении периодичности проверки) может вызывать определенные сомнения.
Положение N 290 и Правила N 806 устанавливают следующую периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска:
Категория риска | Периодичность плановых проверок |
Высокий риск (пп. "а" п. 2 Критериев). К этой категории риска относятся все те объекты, для которых периодичность проведения проверок определена Правительством РФ в соответствии с ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ (п. 15 Правил N 806): | В зависимости от конкретного объекта, см. Постановление N 944: |
- объекты дошкольного и начального общего образования (детские сады и начальные школы) | не чаще 1 раза в год (п. 15 Постановления N 806, Постановление N 944) |
- объекты основного общего и среднего (полного) общего образования (школы) | не чаще 1 раза в год (п. 15 Постановления N 806, Постановление N 944) |
- объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей на время каникул | 1 раз перед началом каникул (п. 15 Постановления N 806, Постановление N 944) |
- объекты, на которых осуществляется предоставление социальных услуг с обеспечением проживания | не чаще 1 раза в год (п. 15 Постановления N 806, Постановление N 944) |
- объекты, на которых осуществляется оказание стационарной медицинской помощи (больницы, клиники) | не чаще 1 раза в 2 года (п. 15. Постановления N 806, Постановление N 944) |
Значительный риск (пп. "а" п. 2 Критериев) | 1 раз в 4 года (п. 21 Положения N 290) |
Средний риск (пп. "в" п. 2 Критериев) | не чаще 1 раза в 7 лет (п. 21 Положения N 290) |
Умеренный риск (пп. "г" п. 2 Критериев) | не чаще 1 раза в 10 лет (п. 21 Положения N 290) |
Низкий риск (пп. "д" п. 2 Критериев) | Плановые проверки не проводятся вообще (п. 21 Положения N 290) |
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения проверок является истечение в году проведения проверки (то есть в следующем календарном году) установленного периода времени с даты ввода объекта защиты в эксплуатацию либо окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты (абз. 7 п. 21 Положения N 290). То есть установленный "межпроверочный" период должен истечь к моменту начала следующей проверки, а не к моменту начала формирования плана проверок на следующий год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.