Документы, которые запрашивает инспекция труда при проверке
Перед началом проведения каждой проверки инспектором труда рассматриваются уже имеющиеся в трудовой инспекции документы работодателя. В случае их отсутствия или недостаточности необходимые для проведения проверки документы, объяснения и информация запрашиваются у работодателей (абзац третий части первой ст. 357 ТК РФ, ч.ч. 3 и 4 ст. 11, ч.ч. 1 и 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
Документы, полученные инспектором от граждан, не являются документальным подтверждением нарушения работодателем трудового законодательства и при проверке не учитываются, поскольку инспекция труда не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 382 ТК РФ). А информация, необходимая для проведения проверки, в силу возложенных на инспекцию труда полномочий запрашивается и безвозмездно получается непосредственно от работодателей (абзац четырнадцатый ст. 356 ТК РФ).
Запрашиваемые документы и письменная информация предоставляются инспектору на бумажном носителе в виде заверенных копий. Представить указанные в запросе документы в электронной форме работодатель не вправе, поскольку исполнение государственной функции по надзору за соблюдением работодателями трудового законодательства в электронной форме не осуществляется (п. 26 Регламента N 354н).
При плановой проверке с целью установления фактического соблюдения работодателем совокупности предъявляемых обязательных требований трудового законодательства инспектором запрашиваются и исследуются все кадровые документы и по всем работникам за последние 3 года, прошедшие со дня окончания проведения последней плановой проверки работодателя либо со дня его государственной регистрации (ст. 9 Закона N 294-ФЗ). В первую очередь при плановой проверке инспектором запрашиваются документы, наличие которых обязательно для работодателя в соответствии с трудовым законодательством:
- Штатное расписание (ст. 15 и часть вторая ст. 57 ТК РФ);
- Правила внутреннего трудового распорядка (ст.ст. 189, 190 ТК РФ);
- Положения о системе оплаты труда, системе доплат и надбавок стимулирующего характера, системе премирования (часть вторая ст. 135 ТК РФ);
- Положение о порядке индексации заработной платы (ст. 134 ТК РФ);
- Положение о порядке обработки персональных данных работников (п. 8 ст. 86 ТК РФ);
- Положение, определяющее порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками (часть четвертая ст. 168 ТК РФ);
- Графики отпусков (ст. 123 ТК РФ);
- Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним и приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним (п. 40 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225);
- Приказ (распоряжение) о назначении лица, ответственного за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек (п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225);
- Трудовые договоры с работниками, с приложением приказов о приеме, переводе, увольнении, личных карточек работников (ст.ст. 15, 56 ТК РФ);
- Табели учета рабочего времени (часть четвертая ст. 91 ТК РФ);
- Документы, подтверждающие проведение специальной оценки условий труда (отчет, карты специальной оценки условий труда, сводная ведомость) (ст. 212 ТК РФ);
- Документы, подтверждающие своевременность и полноту выплаты работникам заработной платы и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (ведомости, записки-расчеты, расчетные листки и иные документы) (часть вторая ст. 22 ТК РФ).
Далее в рамках плановой проверки инспектором запрашиваются документы и сведения в отношении отдельных категорий работников (при наличии таких категорий работников), в частности:
- Сведения о наличии работников, работающих вахтовым методом, с приложением локального нормативного акта о вахтовом методе организации работ (часть четвертая ст. 297 ТК РФ);
- Сведения о наличии работников, трудящихся в северных районах России, с приложением документов, подтверждающих установление и выплату им районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 ТК РФ);
- Сведения о заключенных ученических договорах, с приложением таких договоров и документов об оплате ученичества (ст.ст. 197, 198 ТК РФ);
- Сведения о заключенных договоров о полной материальной ответственности, с приложением таких договоров и документов о привлечении работников к материальной ответственности (ст.ст. 244, 248 ТК РФ);
- Сведения и документы о заключенных гражданско-правовых договоров с физическими лицами, с приложением договоров и бухгалтерских документов, подтверждающих выплаты по ним;
- Сведения и документы о заключенных трудовых договорах с бывшими государственными гражданскими служащими;
- Сведения и документы о заключенных трудовых договорах с иностранными гражданами и лицами без гражданства;
- Сведения о наличии работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком и о всех случаях временной нетрудоспособности работников с приложением листков нетрудоспособности, заявлений работников и платежно-расчетных документов, подтверждающих выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком.
Внеплановая проверка в большинстве случаев проводится по обращениям граждан о нарушении работодателем трудового законодательства (часть седьмая ст. 360 ТК РФ). В рамках такой проверки инспектор труда не вправе требовать у проверяемого работодателя сведения и документы, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки (п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). К примеру, если проверка проводится по обращению одного работника о нарушении его трудовых прав, то инспектор труда вправе требовать документы и информацию в отношении только этого работника. Поэтому в рамках проведения внеплановой проверки перечень запрашиваемых документов и информации ограничен и напрямую зависит от содержания жалобы гражданина.
Если работник жалуется в инспекцию на невыплату или неполную выплату заработной платы и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, то инспектором будут запрошены в том числе и документы, подтверждающие проведение специальной оценки условий труда его рабочего места (отчет, карта специальной оценки условий труда). Статья 147 ТК РФ гарантирует всем работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, повышенную оплату труда. Проверить полноту выплаты работнику заработной платы, в частности необходимость произведения работодателем доплаты за вредность, можно, лишь запросив документы о результатах специальной оценки условий труда.
В отдельных случаях, в частности, при проверках соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве могут быть затребованы следующие документы (п.п. 50 и 68 Регламента N 1065н):
- персональные сведения о руководителях и специалистах по охране труда (должности, фамилии, имена и отчества);
- документы, подтверждающие обучение по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также проверку знания требований охраны труда;
- журналы регистрации проведения инструктажей по охране труда;
- данные о состоянии производственного травматизма у данного юридического лица или индивидуального предпринимателя, включая количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, в том числе в результате групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым или смертельным исходом, с указанием структурных подразделений;
- журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
- персональные сведения о количестве работников, уволенных работодателем вследствие их смерти либо установления стойкой утраты трудоспособности (инвалидности), с указанием структурных подразделений, в которых они работали;
- материалы расследования несчастных случаев на производстве, происшедших у юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах;
- изданные работодателем приказы (распоряжения) по результатам расследования несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших у юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах;
- сведения о результатах выполнения мероприятий по устранению причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями, выработанных и предложенных в ходе расследования несчастных случаев на производстве, происшедших в текущем и предыдущем годах и последствиях несчастного случая на производстве;
- сведения о решении прокуратуры о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела по факту несчастного случая на производстве.
Проверяющие не вправе требовать представления документов и (или) информации, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, п. 50(1) Регламента N 1065н), а также требовать представления документов, информации до даты начала проведения проверки (п. 9 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.