Профилактические мероприятия. Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
С 1 января 2017 года согласно ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ надзорные и контрольные органы должны проводить мероприятия, направленные на профилактику нарушения обязательных требований. Профмероприятия проводятся по программам профилактики нарушений, которые ежегодно утверждаются надзорными органами (ч. 1 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ).
Перечень мероприятий приведен в ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ. Кним относятся:
- размещение контролирующим органом на официальном сайте Перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей (с текстами), содержащих обязательные требования, соблюдение которых и подлежит проверке;
- информирование по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе публикация руководства, проведение семинаров, разъяснение спорных вопросов в СМИ и т.п.;
- обобщение собственной практики по надзору и публикация ее на своем сайте, в т.ч. с указанием наиболее частых нарушений и рекомендаций по недопущению таких нарушений;
- выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Предостережение - это письменный документ, который по своей сути является "допроверочным" аналогом предписания. Выдается организации или предпринимателю при наличии одновременно следующих условий (ч. 5 ст. 8.2, ч. 6 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ):
- во-первых, орган надзора без проведения проверки располагает данными о том, что обязательные требования вот-вот будут нарушены или, возможно, уже нарушены. Такие данные могут поступить от любых источников, кроме анонимных жалоб (из СМИ, из заявлении и обращений граждан, организаций, органов власти), в т.ч. после проведенных самим органом мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с проверяемым;
- во-вторых, такое нарушение не причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства и не создало угрозу такого вреда, а также не привело к ЧС и угрозе ЧС. Если, напротив, такой вред уже причинен (либо есть угроза его причинения), то сотрудник надзорного органа, который выявил нарушение, составляет мотивированное представление о целесообразности внеплановой проверки по основаниям п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ и отправляет его вместе с имеющимися материалами начальнику (ч. 5 ст. 8.3, ч. 2 ст. 13.2, п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). На основании этого представления начальник надзорного органа вправе вынести распоряжение (приказ) о внеплановой проверке;
- в-третьих, нарушитель ранее не привлекался к ответственности за нарушение соответствующих обязательных требований.
Порядок составления и выдачи предостережений утвержден постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166, далее - Порядок (ч. 7 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ).
Крайний срок составления и направления предостережения - не позднее 30 дней со дня получения всей совокупности необходимых сведений (то есть о нарушении, о его "безугрозном" характере и о "чистой" репутации нарушителя); впрочем административными регламентами может быть установлен иной срок (п. 3 Порядка).
Предостережение отсылается заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным способом, в том числе через портал госуслуг или электронным письмом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты, указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) либо размещенному на официальном сайте организации или предпринимателя (п. 6 Порядка).
Предостережение содержит (п. 4 Порядка, ч. 5 и ч. 6 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ):
- сведения о конкретных действиях (бездействии) адресата, которые могут привести или приводят к нарушениям,
- ссылки на конкретные нормы нормативные правовые акты (с указанием структурных единиц), которые, по мнению надзорного органа, нарушены (могут быть нарушены),
- и предложение принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
При несогласии с предостережением на него можно подать возражение (п. 7 Порядка). В этом возражении нужно указать наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя), ИНН, дату и номер предостережения, а затем обосновать свою позицию по поводу указанных в предостережении действий, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований (п. 8 Порядка). Возражение отправляют в бумажном или электронном (с усиленной квалифицированной электронной подписью ИП или уполномоченного представителя организации) виде по адресу, указанному в самом предостережении (п. 9 Порядка). В течение 20 рабочих дней надзорный орган должен предоставить ответ на возражения (п. 10 Порядка).
Если возражений нет, адресат предостережения должен уведомить надзорный орган (ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ, п. 11 Порядка) об исполнении предупреждения в срок, который указан в предостережении. Этот срок не может быть менее 60 дней (пп. "з" п. 4 Порядка). Уведомление отправляют в бумажном или электронном (с усиленной квалифицированной электронной подписью ИП или уполномоченного представителя организации) виде по адресу, указанному в самом предостережении (п. 13 Порядка). Ответственность за неуведомление об исполнении предупреждения в настоящее время не предусмотрена (см. письмо МЧС России от 21.03.2017 N 19-16-425).
Иные (не указанные тут) профмероприятия могут предусматриваться федеральными законами или положениями о конкретном виде государственного надзора (ч. 3 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ).
Тема
Проверки организаций и предпринимателей
См. также
Предостережение органа государственного пожарного надзора
Формы документов
Возражения на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований
Уведомление об исполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах