Применение риск-ориентированного подхода при организации плановых проверок трудовой инспекцией
Риск-ориентированный подход в федеральном государственном надзоре в сфере труда введен с 1 марта 2017 года (см. перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806) и применяется в отношении работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (абз. 2 п. 2 Положения N 875).
Риск-ориентированный подход представляет собой специальный метод организации и осуществления надзора.
Этот метод предполагает, что деятельность всех работодателей (кроме работодателей-физических лиц, не являющихся ИП) будет отнесена Рострудом к определенной категории риска (ч. 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ). Категория риска рассчитывается по тяжести потенциальных последствий, которые наступят, если не будут соблюдены соответствующие обязательные требования (ч. 3 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ). Деятельность каждого работодателя может относиться к одной из пяти категорий риска: высокого риска, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков (п. 20 Положения N 875).
Затем для каждого работодателя - в зависимости от присвоенной его деятельности категории риска - будет установлена частота плановых проверок: чем риск ниже, тем реже будут проводиться плановые проверки (п. 20 Положения N 875, п. 35 Регламента 354н):
Категория риска |
Периодичность плановых проверок |
высокий |
один раз в 2 года |
значительный |
один раз в 3 года |
средний |
один раз в 5 лет |
умеренный |
один раз в 6 лет |
низкий |
плановые проверки не проводятся |
Общие правила расчета риска установлены Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806, далее - Правила N 806), а специальные содержатся в Положении N 875 (см. Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска).
Роструд на своем официальном сайте разместил и будет поддерживать в актуальном состоянии информацию о всех организациях и предпринимателях, чья деятельность отнесена к категориям высокого и значительного рисков (п. 12 Правил N 806, п. 21 Положения N 875): наименование (ФИО), ОГРН, ИНН, место нахождения и место осуществления деятельности, категория риска и дата принятия решения об отнесении деятельности к высокой или значительной категории риска.
Работодатели могут запросить федеральную инспекцию труда о том, какая категория риска присвоена их деятельности. Ответ на такой запрос дается в срок не более 15 календарных дней, дополнительно Роструд информирует о тех сведениях, которые использовались при расчетах (п. 13 Правил N 806, п. 23 Положения N 875). Организации и предприниматели могут также подать в федеральную инспекцию труда заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска (ч. 6 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, п. 17 Правил N 806, п. 24 Положения N 875, письмо Роструда от 12.04.2017 N ТЗ/1330-11-2). Отказ в изменении категории риска может быть обжалован в Роструд (п. 103 Регламента N 354н) либо в суд (п. 22 Правил N 806). Работодатели, у которых больше 1000 работников, могут увидеть решение о снижении им категории риска на сайте Роструда (п. 14 Критериев).
После 1 января 2018 г. плановые проверки работодателей категории умеренного риска должны проводиться только с использованием проверочных листов (так называемых чек-листов), а после 1 июля 2018 года с использованием чек-листов будут проводиться абсолютно все плановые проверки (п. 2 постановления Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080). При этом предмет плановой проверки будет ограничен перечнем вопросов, включенных в чек-лист (абз. 4 п. 8 Положения N 875). Проверочные листы утверждены приказом Роструда от 10.11.2017 N 655.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.