Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные органом ГПН во время планового (рейдового) осмотра
Если проведенный плановый (рейдовый) осмотр обнаружил нарушение обязательных требований, то орган ГПН должен принять специальные меры в пределах своей компетенции по пресечению этих нарушений (ч. 5 ст. 8.3, ч. 2 ст. 13.2 Закона N 294-ФЗ). Какие именно меры - зависит от многих факторов, в первую очередь, от того, какой вред причинен нарушение:
- если нарушение требований пожарной безопасности причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также привело к возникновению ЧС либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, то пожарный инспектор обязан составить мотивированное представление о назначении внеплановой проверки соответствующего объекта по основаниям п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (ч. 5 ст. 8.3 закона N 294-ФЗ). В этом случае и наказание, и предписание будут выданы по итогам внеплановой проверки, но не по итогам рейда;
- если нарушение требований пожарной безопасности НЕ причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также НЕ привело к возникновению ЧС и НЕ создало непосредственную угрозу указанных последствий, то действия ГПН зависит от репутации нарушителей: если таковые не привлекались ранее за нарушения требований пожбезопасности, то инспектор объявляет им предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения закона (ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ).
Если же в течение года, предшествующего рейду, виновник привлекался к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ, то в этот раз предостережение ему уже объявлять нельзя, и его можно наказать. Не вполне ясно в данной ситуации, как следует доказывать событие правонарушения: достаточно ли будет одного акта планового (рейдового) осмотра, и составленного на его основе протокола об административном правонарушении, или же потребуется оформление доказательств по КоАП РФ (то есть протоколы осмотров с понятыми и прочее).
Также неясно, должен ли орган ГПН выдать предписание: согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, таковое выдается после проверки, а не после проведения мероприятий по контролю без взаимодействия, и является приложением именно к акту проверки, а не к иному документу (ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Кроме того, Порядок N 132 о предписании даже не упоминает. Получается, что выдача предписания в данной ситуации не имеет под собой бесспорных правовых оснований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на июль 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.