Плановые (рейдовые) осмотры и обследования, проводимые органами ГПН
Закон N 294-ФЗ разрешает органам ГПН проводить не только проверки, но и так называемые мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемыми организациями и предпринимателями (ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ).
К таким мероприятиям, в том числе, относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий (далее - рейды), проводимые согласно ст. 13.2 Закона N 294-ФЗ. Эти рейды проводятся на основании плановых (рейдовых) заданий (ч. 2 ст. 8.3, ч. 1 ст. 13.2 Закона N 294-ФЗ). Порядок оформления и содержания заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий согласно требованиям ч. 4 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ, утвержден Приказом МЧС России от 24 марта 2017 г. N 132 (далее - Порядок N 132).
ГПН вправе проводить плановые (рейдовые) осмотры и обследования территорий по вопросам как обеспечения пожарной безопасности, так и выполнения требований в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера! (см. Порядок N 132).
Что именно ФГПН вправе осматривать и проверять во время таких рейдов?
Согласно требованиям ч. 1 ст. 13.2 Закона N 294-ФЗ рейды могут проводиться в отношении закрытого перечня территорий:
- особо охраняемых природных территорий,
- лесных участков, охотничьих угодий,
- земельных участков,
- акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.
Из перечисленного списка противопожарный интерес могут вызывать только нелесные особо охраняемые природные территории (если это лесная территория - пожарный надзор на ней осуществляет лесная охрана, см. ч. 2 ст. 6 Закона N 69-ФЗ) и земельные участки.
Следовательно, во время рейда пожарный инспектор ограничится визуальным обследованием и фотографированием земельного участка, но не вправе входить в помещения и осматривать их изнутри (п. 8 Порядка N 132). Конкретный маршрут рейда указан в задании на проведение рейда (п. 6, пп. 5 п. 9 Порядка N 132). При обследовании участка инспектор обратит внимание на признаки нарушений ТПБ и (или) требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Главным же образом его будет интересовать (п. 5 Порядка N 132):
- очистка территории, прилегающей к лесу, от сухой травы, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов,
- отделение леса противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарным барьером;
- строительство на территории, прилегающей к лесу, различных сооружений и подсобных строений, а также складирование горючих материалов и мусора;
- соблюдение порядка выжигания сухой травы;
- соблюдение порядка использования открытого огня и разведения костров;
- создание в целях пожаротушения условий для забора воды из источников наружного водоснабжения, исправность источников наружного противопожарного водоснабжения;
- организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС, а также своевременное оповещение населения и направление в зону ЧС сил и средств для ее ликвидации.
Рейды не могут планироваться просто так и "на всякий случай". Они проводятся только на основании решений должностных лиц:
- об установлении периода, во время которого возникает повышенная угроза возникновения техногенных, природных (лесных, торфяных, ландшафтных) пожаров, аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных или иных бедствий;
- об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
- о введении режима ЧС (п. 3 Порядка N 132).
Рейд проводится в соответствии с заданием на его проведение. Это задание утверждается руководителем органа ГПН (или его замом) и заверяется печатью этого органа (ч. 2 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ, п. 10 Порядка N 132). Образец такого задания приведен в качестве Приложения N1 к Порядку N 132. В нем указываются (п. 9 Порядка N 132):
- номер регистрации в журнале учета заданий,
- наименование органа ГПН,
- вид надзора (пожарный или в области защиты от ЧС или оба),
- ФИО и должности сотрудников ГПН, получивших задание,
- основания и цель проведения рейда,
- место (маршрут, территория, район) проведения рейда,
- сроки проведения рейда (не более 10 дней, см. п. 7 Порядка), даты начала и окончания проведения осмотра и обследования.
Не позднее трех рабочих дней после завершения рейда пожарный инспектор оформляет о его результатах акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории в двух экземплярах на бумажном носителе (п. 12, п. 14 Порядка N 132). Форма Акта установлена Приложением N 2 к Порядку N 132. В Акте указываются те же сведения, что и в рейдовом задании, а сверх того дается краткая характеристика осматриваемой территории с указанием ее местоположения и сведения о выявленных признаках нарушений, и данные нарушителей (в случае их установления) (п. 13 Порядка N 132). Если нарушений нет, то это указывается в акте (п. 16 Порядка N 132). Кроме того, в акте указывается, применялась ли фото- или видеосъемка с обязательным указанием модели применяемых технических средств. Если такая съемка велась, то к акту прикладываются фототаблицы или видеоматериалы. Акт заверяется подписями инспектора и иных привлеченных к осмотру лиц и печатью пожарного инспектора (пп. 11 п. 13 Порядка N 132).
О том, какие меры могут быть приняты к нарушителям, - см. ЭР Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные органом ГПН во время планового (рейдового) осмотра
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на июль 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.