Документарные лицензионные проверки УК МКД органами ГЖН
Документарная проверка УК может быть как плановой, так и внеплановой. В ходе такой проверки органы ГЖН не выезжают в адрес УК или обслуживаемых ею МКД, а только изучают документы о деятельности УК (ч. 1, 2 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Правда, если в ходе такой проверки орган ГЖН выявит нарушения, то он вправе (но не обязан) организовать и провести выездную проверку (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Основания для проверки
Одно из оснований для документарной внеплановой лицензионной проверки УК органом ГЖН установлено ч. 3 ст. 196 ЖК РФ (поступление сведений о нарушении УК лицензионных требований), остальные основания, перечисленные в ч. 3 ст. 196 ЖК РФ, к документарным проверкам неприменимы: в силу прямого указания ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ они относятся только к выездным проверкам. При этом суды допускают проведение документарных внеплановых проверок по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (постановления Двадцатого ААС от 17.05.2016 N 20АП-1242/16, Первого ААС от 18.05.2016 N 01АП-936/16, Девятнадцатого ААС от 10.02.2016 N 19АП-7853/15, Одиннадцатого ААС от 19.01.2016 N 11АП-17852/15, Четырнадцатого ААС от 03.05.2017 N 14АП-1892/17, Седьмого ААС от 04.02.2016 N 07АП-13093/15, АС Уральского округа от 21.11.2016 N Ф09-9965/16).
Плановые документарные проверки проводятся согласно Плану проведения проверок на текущий календарный год, утверждённому органом ГЖН (ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, ч. 8 ст. 19 Закона N 99-ФЗ).
Срок проверки
Проводится такая проверка в срок не более 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Существует мнение, что в срок ее проведения не включаются дни, необходимые для направления запросов и получения на них ответов, а 20-дневный срок установлен для изучения органом ГЖН имеющихся в его распоряжение и поступивших документов (постановления Первого ААС от 19.10.2016 N 01АП-6788/16 и от 27.09.2016 N 01АП-6371/16, АС Волго-Вятского округа от 13.01.2017 N Ф01-5891/16, Семнадцатого ААС от 18.04.2016 N 17АП-1313/16, решение АС Нижегородской области от 08.07.2016 по делу N А43-9718/2016).
Продлевать срок проведения документарной проверки нельзя (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Уведомление о проверке
О начале внеплановой документарной проверки орган ГЖН уведомлять проверяемую УК не обязан (ч. 16 ст. 10, ст. 11 Закона N 294-ФЗ, ч. 3 ст. 196 ЖК РФ).
О начале плановой документарной проверки орган ГЖН, по идее, обязан уведомить УК путем отправки копии распоряжения (приказа) на проверку (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Однако если органу ГЖН понадобятся для проверки какие-то документы УК (почти в 100% случаев), то орган ГЖН пришлет на них запрос, причем опять вместе с копией приказа на проверку (ч. 4 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). При этом требовать документы и информацию до начала проверки органу ГЖН запрещено (п. 9 ст. 15 Закона N 294-ФЗ), хотя это нарушение не грубое, не влекущее отмену результатов проверки (ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ, постановление Семнадцатого ААС от 18.04.2016 N 17АП-1313/16, решение АС Камчатского края от 29.05.2017 по делу N А24-5428/2016).
Получается, что органу ГЖН, если он хочет соблюсти процедуру, необходимо отправить копию приказа на проверку и уведомление о предстоящей плановой документарной проверке, как минимум, за три дня до ее начала, затем повторно отправить копию приказа плюс запрос на документы.
ГЖН не всегда выполняет такую двойную работу, и зачастую - и при плановой, и при внеплановой документарной проверке - однократно отсылает запрос на необходимые ему документы вместе с копией приказа на проверку (ч. 4 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Учитывая, к тому же, что в начале документарной проверки орган ГЖН рассматривает те документы, которые у него уже есть (ч. 3, ч. 4 ст. 11 Закона N 294-ФЗ), получается, что фактически документарная проверка может начаться даже раньше, чем о ней уведомили УК. Если же документарная проверка еще и внеплановая, а орган ГЖН удовлетворился теми документами, которые у него имелись, то о такой проверке УК может вообще узнать только из готового акта проверки. Это грубым нарушением закона не является (постановления Второго ААС от 20.04.2016 N 02АП-2086/16, Семнадцатого ААС от 26.04.2017 N 17АП-3052/17, Первого ААС от 27.09.2016 N 01АП-6319/2016, от 19.10.2016 N 01АП-6788/16, от 18.11.2015 N 01АП-7273/15, Двадцатого ААС от 05.10.2016 N 20АП-4746/16, решения АС ХМАО - Югры от 12.05.2015 по делу N А75-2302/2015, АС Волгоградской области от 25.11.2016 по делу N А12-51967/2016).
Процедура
Итак, согласно ч. 3 ст. 11 Закона N 294-ФЗ орган ГЖН сначала изучает те документы, которые у него уже имеются: лицензионное дело, акты предыдущих проверок, ранее выданные предписания, материалы административных дел и т.п. И только если этих документов недостаточно для проведения проверки, инспектор ГЖН отправит УК требование представить дополнительные документы с указанием их перечня (ч. 4 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, а также ч. 2 ст. 196 и п. 1 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ). Запрос и копия распоряжения направляются любым доступным способом, позволяющим подтвердить их получение (нарочным, заказным письмом с уведомлением, посредством факсимильной связи и т.п.).
Органу ГЖН запрещено запрашивать у проверяемой УК те сведения и документы, которые можно получить от иных надзирающих государственных и муниципальных органов (ч. 11 ст. 11 Закона N 294-ФЗ), в том числе, те документы, которые включены в в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). В этом Перечне, например, упомянуты, сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 129 и п. 131), сведения о среднесписочной численности работников (п. 133), выписки из ЕГРН (п. 92), сведения из единого реестра СМП (п. 157), сведения из разрешения на ввод в эксплуатацию и разрешения на строительство (п. 22 и п. 23). При этом УК вправе (но не обязана) предоставить такие документы и сведения по собственной инициативе (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ).
УК обязана исполнить запрос в течение 10 рабочих дней с момента его получения (ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Нужные органу ГЖН документы представляются либо в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, либо в виде бумажных копий, заверенных печатью и подписью руководителя (ч. 6 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). За непредставление запрошенных документов в срок орган ГЖН может привлечь к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.
Напомним, что при осуществлении лицензионного контроля орган ГЖН вправе проверять правомерность принятия общим собранием решения о выборе УК в целях заключения с ней договора управления МКД, а также правомерность утверждения условий и заключения договоров управления МКД и оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД (ч. 2 ст. 196 и п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).
Если орган ГЖН требует информацию или документы, которые не относятся к предмету проверки, это является грубым нарушением требований Закона N 294-ФЗ, а результаты проверки могут быть отменены по заявлению УК (ч. 11 ст. 11, п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Орган ГЖН рассмотрит представленные документы, и если сведения из этих документов будут противоречивы, ошибочны или недостоверны, то ГЖН может запросить дополнительные пояснения в письменной форме. Документы должны быть представлены в течение десяти рабочих дней (ч. 8 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Вместе с пояснениями УК может представить дополнительно любые другие документы, подтверждающие достоверность ранее представленных (ч. 9 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Если представленные документы и письменная информация позволяет сделать выводы по результатам проверки, то руководителя УК вызовут в орган ГЖН для составления акта проверки. Одновременно будет внесена запись в журнал учета проверок (если такой есть и руководитель УК принесет с собой в ГЖН): сведения о наименовании органа ГЖН, о датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях, а также ФИО и должности конкретного должностного лица (должностных лиц), проводивших проверку, и их подписи (ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Если же необходимые для проведения проверки документы и пояснения не представлены либо они свидетельствуют о признаках нарушений лицензионных требований, то орган ГЖН вправе продолжить проверку, но уже в выездной форме (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Как правило, административные регламенты органов ГЖН указывают, каким именно образом оформляется приказ об этой выездной проверке, и как оформляется результат проверок.
При этом некоторые надзорные органы изначально издают приказ о проведении проверки в документарно-выездной форме (ведь заранее неизвестно, достаточно ли будет лишь изучения документов или придется выезжать на место). Судебная практика не выработала единого подхода к таким проверкам. Некоторые судебные решения предполагают, что необходимо последовательное издание двух приказов - сначала на документарную проверку, затем на выездную (постановление Двенадцатого ААС от 09.09.2015 N 12АП-6005/15, решение АС Республики Башкортостан от 19.12.2013 по делу N А07-16004/2013), а одновременного проведение как документарной, так и выездной проверки недопустимо (постановления Четвертого ААС от 20.03.2017 N 04АП-6849/16, Восемнадцатого ААС от 27.06.2016 N 18АП-6217/16). Другие решения прямо допускают проведение проверки в документарно-выездной форме и возможность изменения формы проведения проверки в рамках одной проверки, по результатам которой составляется один акт (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26.06.2013 N Ф08-3126/13, Московского городского суда от 18.12.2015 N 4а-4669/15 и N 4а-4575/15, решения Приморского краевого суда от 20.05.2015 по делу N 21-963/2015, АС Краснодарского края от 18.11.2013 по делу N А32-30141/2013 и от 16.10.2013 по делу N А32-20608/2013, Анапского городского суда Краснодарского края от 05.12.2014 по делу N 2-3524/2014 и от 08.04.2015 по делу N 2-1202/2015).
Тема
Лицензионные проверки управляющих компаний МКД
См. также
Внеплановые лицензионные проверки УК МКД органами ГЖН
Плановые лицензионные проверки УК МКД органами ГЖН
Срок проведения лицензионной проверки УК МКД
Оформление органом ГЖН результатов лицензионной проверки УК МКД
Выездные лицензионные проверки УК МКД органами ГЖН
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на март 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой