Срок проведения лицензионной проверки УК МКД
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ сроки проведения лицензионных проверок могут быть установлены лицензионным законодательством. Однако ни Закон N 99-ФЗ, ни ст. 196 ЖК РФ никаких специальных сроков для проведения проверок не устанавливают. Поэтому лицензионные проверки УК проводятся в сроки, установленные ст. 13 Закона N 294-ФЗ.
Срок проведения любой проверки не должен превышать 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Специальный сокращенный срок предусмотрен только для плановых выездных проверок УК - субъекта малого предпринимательства: суммированный срок таких проверок всеми органами государственного и муниципального контроля (надзора) не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год (ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Однако в эти часы засчитывается только то время, которое проверяющие непосредственно взаимодействовали с УК и провели на объекте - то есть осматривали, обследовали, замеряли и т.п. (постановления Семнадцатого ААС от 07.10.2016 N 17АП-10655/16, АС Уральского округа от 30.05.2016 N Ф09-4070/16, решения АС Челябинской области от 25.01.2017 по делу N А76-22035/2016, АС Ивановской области от 20.03.2015 по делу N А17-4221/2014, АС Волгоградской области от 06.02.2015 по делу N А12-24582/2014).
Плановую выездную проверку УК - малого или микропредприятия - можно вообще приостановить на срок до 10 рабочих дней. Это происходит, если орган ГЖН запросил необходимые доля проведения проверки документы у иных органов госвласти и МСУ в рамках межведомственного информационного взаимодействия (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Пока проверка приостановлена, органу ГЖН запрещено проводить любые проверочные мероприятия на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах УК (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Приостановить плановую выездную проверку можно только один раз (ч. 2.1. ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
При оформлении результатов плановой выездной проверки УК - малого или микропредприятия - орган ГЖН, как правило, указывает и то время (в часах и минутах), которое проверяющие провели непосредственно на объекте, и общее время проверки (в рабочих днях), куда входит время на изучение представленных документов, проведение расчетов и прочая работа, не связанная с непосредственным взаимодействием с работниками проверяемого УК.
Срок проведения внеплановой выездной проверки либо любой документарной проверки УК - субъекта малого предпринимательства составляет 20 рабочих дней (ч.ч. 1 и 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
В исключительных случаях орган ГЖН может продлить срок проведения плановой выездной проверки (любую другую проверку продлевать запрещено). Такое продление может быть связано с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, экспертиз. Проверка УК - малого или микропредприятия продлевается не более чем на 50 и 15 часов соответственно, а проверка остальных УК - не более чем на 20 рабочих дней (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Несоблюдение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении УК - субъектов малого предпринимательства, а равно превышение установленных сроков проведения любых иных проверок является грубым нарушением, которое влечет отмену результатов проверки по заявлению УК (ч. 1, п. 3 и п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Максимально допустимые сроки проверок:
УК, не являющиеся СМП | УК, являющиеся малыми предприятиями | УК, являющиеся микропредприятиями | |
Документарная проверка | 20 рабочих дней (не продлевается) | 20 рабочих дней (не продлевается) | |
Внеплановая выездная проверка | |||
Плановая выездная проверка | 40 рабочих дней (20 р.д. + 20 р.д. продление) | 100 часов (50 часов + 50 часов продление) | 30 часов (15 часов + 15 часов продление) |
В некоторых случаях суды указывают, что в срок проведения документарной проверки не включаются дни, необходимые для направления запросов проверяемому лицу и получения на них ответов, а сам 20-дневный срок документарной проверки установлен для изучения органом ГЖН имеющихся в его распоряжение и поступивших документов (постановления Первого ААС от 19.10.2016 N 01АП-6788/16 и от 27.09.2016 N 01АП-6371/16, решение АС Нижегородской области от 08.07.2016 по делу N А43-9718/2016).
Сведения о продолжительности проведенной проверки отражаются в Едином реестре проверок (пп "д" п. 13 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Если орган ГЖН не смог провести выездную проверку по вине УК (то есть из-за отсутствия её руководителя, должностных лиц, или из-за любых их действий, повлекших невозможность проведения проверки, а также если УК фактически не работает), то об этом составляется специальный акт о невозможности проведения проверки с указанием соответствующих причин (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). В указанном случае у органа ГЖН есть еще три месяца со дня составления акта на то, чтобы внезапно появиться с проверкой еще раз, причем без предупреждения и без изменения ежегодного плана проверок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на март 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой