Оформление органом ГЖН результатов лицензионной проверки УК МКД
После того, как проверка была проведена - независимо от того, были ли обнаружены нарушения ли нет, - орган ГЖН составляет акт проверки (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Акт составляется в двух экземплярах по типовой форме, утв. приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.
Акт проверки вручается руководителю под расписку либо направляется по почте: электронной почтой, если УК ранее выражала согласие осуществление взаимодействия в электронной форме, в противном случае - заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Если проверка была выездной, то акт может быть составлен прямо на месте. Но инспектор ГЖН может посчитать, что удобнее будет составить акт "у себя" и пригласить руководителя или представителя УК на его составление. Если проверка была документарной, то о месте и времени составления акта уведомляют не всегда: ч. 4 и п. 8 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ косвенно указывают на необходимость приглашать к составлению акта только руководителя УК (или ответственных работников), которые присутствовали при проведении проверки. Документарные же проверки проводятся в органе ГЖН и присутствие руководителя УК на них не предусмотрено.
Если у УК есть журнал проверок, то инспектор ГЖН оставляет в нем запись о проведенной проверке (ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Если проверка никаких нарушений не выявила, то составляется только акт проверки. Если же нарушения выявлены, то орган ГЖН выдает УК предписание, которое прилагается к акту проверки (ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, ч. 2 ст. 196 и п.п. 3, 4 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ), и привлекает УК к административной ответственности.
В течение 15 календарных дней после получения акта проверки УК вправе представить в орган ГЖН свои возражения по нему (как в отношении акта целиком, так и в отношении его отдельных положений) или по выданному предписанию (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Возражения можно подать как на бумаге, так и в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Это досудебное обжалование не является обязательным, но его наличие и его результаты могут иметь некоторое значение в случае дальнейшего судебного обжалования результатов проверки.
Возбуждение против УК и/или его должностных лиц дела об административном правонарушении начинается с составления инспектором ГЖН протокола об административном правонарушении (пп. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). Должностные лица органа ГЖН вправе составлять протоколы об административных правонарушениях как в "жилищно-коммунальной сфере" (ст. 6.24, ст.ст. 7.21 - 7.23.3, 7.32.2, ч. 4 и 5 статьи 9.16, ст. 9.23, ст.13.19.2, ст. 14.1.3 КоАП РФ), так и в сфере проведения проверок: например, о невыполнении в установленный срок предписания, о неповиновении законному распоряжению, требованию ГЖН (по составам, предусмотренным ст. 23.55, п. 69 ч. 2, а также ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ).
Если обнаружено нарушение лицензионных требований, то орган ГЖН должен установить, что эти нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и работников УК (ч. 2 ст. 196 ЖК РФ).
Протокол о нарушениях в сфере проведения проверок (ст.ст.19.4, 19.4.1, 19.6, 19.7) передается мировому судье, который рассматривает дело и выносит по нему постановление (ч. 1, абз. 6 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Протоколы о нарушениях в сфере ЖКХ, энергоэффективности, управления МКД рассматриваются либо главными государственными жилищными инспекторами по субъекту, городу, району и их заместителями либо судами (ст.ст. 23.1, 23.55 КоАП РФ). Подробную информацию о рассмотрении дел, возбужденных инспекторами ГЖН, см. в материале "Перечень административных правонарушений, протоколы по которым вправе оформлять органы ГЖН".
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении установлен главой 29 КоАП РФ.
Сведения о результатах проверки (обнаружены нарушения или нет) и сведения о принятых мерах (предписания, административная ответственность), об их обжаловании и о результатах такого обжалования вносятся в единый реестр проверок (п.п. 4, 5 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, пп. "д" и пп. "е" п. 13 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415). Правда, невнесение этой информации в реестр не является грубым нарушением закона (ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на март 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой