Акт лицензионной проверки УК МКД
После того, как проверка была проведена - независимо от того, были ли обнаружены нарушения ли нет, - орган ГЖН составляет акт проверки (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Если проверка была выездной, то акт может быть составлен прямо на месте проверки, в помещении УК. Но инспектор ГЖН может посчитать, что удобнее будет составить акт "у себя" и пригласить руководителя или представителя УК на его составление.
Если проверка была документарной, то о месте и времени составления акта уведомляют не всегда: ч. 4 и п.п. 5, 8 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ косвенно указывают на необходимость приглашать к составлению акта только руководителя УК (или ответственных работников), которые присутствовали при проведении проверки. Хотя представители УК вправе участвовать в проведении любой проверки, и выездной, и документарной (п. 1 ст. 21 Закона N 294-ФЗ), в документарных, как правило, они участия не принимают.
Акт составляется в двух экземплярах по типовой форме, утв. приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (второй экземпляр можно сделать путем копирования первого, см. постановление Третьего ААС от 09.09.2016 N 03АП-4389/16). Составляет акт тот инспектор ГЖН, который проводил проверку (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В акте проверки указываются (ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ):
- дата, время и место составления акта проверки;
- наименование органа ГЖН, проводившего проверку;
- дата и номер приказа о проведении проверки;
- Ф.И.О. и должности должностных лиц, проводивших проверку. Проставление печати органом ГЖН необязательно (постановление Девятого ААС от 08.02.2017 N 09АП-66143/16);
- наименование проверяемой УК, а также Ф.И.О. руководителя, уполномоченного должностного лица или представителя, присутствовавшего при проведении проверки;
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки. При проверке УК - субъекта малого предпринимательства в акте обычно указывается точное время, продолжительность в часах и минутах, нахождения инспекторов ГЖН в конкретном месте проведения проверки;
- результат проверки (выявленные нарушения лицензионных требований, их характер, личность нарушителей);
- отметка об ознакомлении представителя УК с актом проверки (или об отказе). Представители УК могут при этом написать о своем несогласии с актом проверки, с отдельными фактами или выводами, изложенными в этом акте;
- сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием в УК указанного журнала;
- подпись проводивших проверку должностных лиц органа ГЖН. Если проверку осуществляли несколько лиц, то подписи на акте лишь одного из них недостаточно (постановление Восемнадцатого ААС от 06.03.2017 N 18АП-554/17).
К акту проверки прилагаются (ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ):
- протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды;
- протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний, измерений и экспертиз. Если во время проверки проводились какие-либо замеры (например, температуры теплоносителя), то об этом должен быть специальный документ (например, акт замера или подобный). Простое указание результатов замера в акте проверки, без подтверждения, суд может не признать надлежащим доказательством, фиксирующим факт правонарушения (постановления Восемнадцатого ААС от 03.05.2017 N 18АП-3303/17, от 17.10.2016 N 18АП-12282/16, от 28.10.2016 N 18АП-12958/16, противоположная позиция - постановление Третьего ААС от 26.12.2016 N 03АП-5685/16). Если во время проверки было проведено несколько обследований, то к акту должны прилагаться все из них (постановление АС Поволжского округа от 19.01.2017 N Ф06-17181/16). К акту могут прилагаться также исследованные органом ГЖН документы (счета, квитанции и др.), подтверждающие факт наличия нарушения и период его совершения (постановление Одиннадцатого ААС от 19.01.2016 N 11АП-17400/15);
- объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований;
- предписания об устранении нарушений.
Акт составляется либо сразу по окончании проверки, либо - если нужно дождаться заключения по результатам проведенных экспертиз (исследований, испытаний и т.п.) - в течение трех рабочих дней после завершения этих экспертиз (ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Сразу после составления один экземпляр акта вместе со всеми приложениями вручается руководителю под расписку либо направляется по почте: электронной почтой, если УК ранее выражала согласие осуществление взаимодействия в электронной форме, в противном случае - заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Если почтовая программа может подтвердить получение электронного сообщения с вложенным актом, то акт заведомо считается полученным (ч. 4, ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Непредставление проверяемой УК акта проверки является грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки, а нарушение сроков составления или направления акта таким нарушением не является (ч. 2 с. 20 Закона N 294-ФЗ, постановления Двадцать первого ААС от 24.05.2017 N 21АП-389/17, Четвертого ААС от 02.05.2017 N 04АП-1392/17, Тринадцатого ААС от 17.03.2017 N 13АП-33400/16, Первого ААС от 09.02.2017 N 01АП-9859/16, Семнадцатого ААС от 18.04.2016 N 17АП-1313/16, Второго ААС от 08.12.2016 N 02АП-10013/16, Четырнадцатого ААС от 01.02.2016 N 14АП-10803/15), хотя существует и противоположная судебная практика (постановления Тринадцатого ААС от 16.01.2017 N 13АП-31210/16, Двадцатого ААС от 20.07.2016 N 20АП-3515/16). Предоставление акта, составленного с многочисленными ошибками (например, без подписи инспектора ГЖН и руководителя УК, либо без пометки о его вызове), суд может не признать надлежащим направлением акта (постановление Пятого ААС от 29.09.2016 N 05АП-6298/16).
Письменные возражения (в том числе в электронной форме) в отношении акта проверки можно представить в орган ГЖН в в течение 15 дней с даты получения акта проверки (ч. 12 ст. 16 Закона 294-ФЗ).
Обжаловать акт проверки в суде не имеет смысла, поскольку акт проверки не является ненормативным правовым актом (не содержит положений властно-распорядительного характера, обязательных для лица, в отношении которого издан, и не направлен на возникновение, изменение или прекращение определённых правовых последствий, носит информационный характер, констатирует результаты проверки). Производство по указанным заявлениям суд прекращает на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ (постановления Первого ААС от 23.01.2017 N 01АП-8587/16, Девятнадцатого ААС от 10.02.2016 N 19АП-7853/15, АС Волго-Вятского округа от 24.05.2016 N Ф01-1596/16, Восемнадцатого ААС от 04.05.2016 N 18АП-3889/16, решения АС ХМАО - Югры от 06.03.2017 по делу N А75-13200/2016, АС Приморского края от 27.02.2017 по делу N А51-964/2017, АС Саратовской области от 16.01.2017 по делу N А57-25832/2016, АС Волгоградской области от 22.11.2016 по делу N А12-51535/2016, АС г. Москвы от 03.11.2016 по делу N А40-194129/2016).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.