Плановые осмотры и рейды, проводимые органами ГЖН
В некоторых субъектах РФ органы ГЖН приписывают себе право проводить в рамках лицензионного контроля УК плановые осмотры обслуживаемых МКД, территорий и объектов (подобные мероприятия могут называться рейдами, обследованиями, исследованиями). Проводятся они, как правило, со ссылками на какие-то внутренние планы осмотров и на полномочия органов ГЖН по систематическому наблюдению за исполнением лицензионных требований.
Подобные мероприятия являются - во многих случаях - незаконными. Рассмотрим подробнее, почему.
Когда орган ГЖН проводит рейдовый осмотр (обследование, исследование), он тем самым проводит не полноценную проверку УК (п. 6 ст. 2 Закона N 294-ФЗ), а всего лишь мероприятие по контролю (п. 5 ст. 2 Закона N 294-ФЗ). К тому же это мероприятие, осуществляемое без взаимодействия с проверяемым лицом, - потому что в противном случае это уже было бы проверкой.
С 1 января 2017 года положения Закона N 294-ФЗ полностью применяются к таким мероприятиям по контролю (до 01.01.2017 было иначе - см. ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ в редакции до 01.08.2017 г).
При этом ч. 1 ст. 8.3, ч. 1 ст. 13.2 Закона N 294-ФЗ содержат закрытый перечень мероприятий по контролю, проводимых без взаимодействия с проверяемым:
- административные обследования объектов земельных отношений;
- исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического и социально-гигиенического мониторинга;
- измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации; наблюдение посредством анализа информации, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных ГИС) возложена на такие лица в соответствии с законом;
- другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами;
- плановые (рейдовые) осмотры (обследования) особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации.
В этом закрытом перечне не упомянуты ни МКД, ни их части, ни придомовая территория. ЖК РФ никаких дополнительных мероприятий по контролю не устанавливает. Таким образом, единственные мероприятия по контролю, которые органы ГДН могут проводить, это:
- наблюдение за размещением УК необходимой информации в сети Интернет в соответствии с п.п. 6, 7 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ (подробнее см. Систематическое наблюдение и анализ информации (проверка контента ГИС ЖКХ и иных сайтов);
- измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ;
- осмотр земельного участка (п.1 ч. 1 ст. 8.3 и ч. 1 ст. 13.2 Закона N 294-ФЗ). При этом осмотр земельного участка - это именно осмотр участка (например, чтобы проверить, исполняет ли УК обязанность по его уборке), возможно, с осмотром также элементов озеленения и благоустройства. Но представляется, что в рамках осмотра земельного участка орган ГЖН не вправе осматривать сосульки на крыше МКД.
Если осмотры МКД разрешены административным регламентом, на основе которого ГЖН организует и проводит лицензионные проверки УК, то в данной части положения регламента противоречат Закону 294-ФЗ и применяться не должны.
Таким образом, сами действия органа ГЖН по проведению осмотра МКД могут быть признаны судом незаконными (постановления Девятого ААС от 27.06.2017 N А40-252925/16, от 21.06.2017 N 09АП-25358/17 и от 09.06.2017 N 09АП-21232/17).
При этом по результатам даже законного мероприятия без взаимодействия орган ГЖН не вправе ни выдать предписание, ни - во многих случаях - привлечь УК к ответственности.
Дело в том, что правовые последствия мероприятий по контролю без взаимодействия установлены в ч. 5 ст. 8.3 и ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ. Зависят они, в первую очередь, от того, какой вред причинен нарушителем:
- если нарушение лицензионных правил причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также привело к возникновению ЧС либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, то инспекторы ГЖН обязаны составить мотивированное представление о назначении внеплановой проверки УК по основаниям п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (ч. 5 ст. 8.3 закона N 294-ФЗ). В этом случае и наказание, и предписание будут выданы по итогам внеплановой проверки УК, но не по итогам проверочного мероприятия без взаимодействия.
- если нарушение лицензионных правил НЕ причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также НЕ привело к возникновению ЧС и НЕ создало непосредственную угрозу указанных последствий, то меры реагирования ГЖН зависят от репутации проверенной УК: если УК ранее за аналогичные нарушения к ответственности не привлекалась, то инспектор ГЖН объявляет ей предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения закона (ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ).
Если же УК ранее уже была наказана, то в этот раз предостережение ей уже объявлять нельзя, и она может быть привлечена к ответственности.
Однако у органа ГЖН все же есть возможность привлечь УК к ответственности и в том случае, если нарушение лицензионных правил налицо, а проверку провести нельзя. В этом случае инспектору ГЖН следует заниматься оформлением не акта осмотра, а дела об административном правонарушении: возбудить дело (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 и п.3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ), для чего провести с понятыми или видеокамерой осмотр МКД и составить об этом протокол (ч.ч. 4-6 ст. 27.8 КоАП РФ), затем отобрать объяснения у представителей УК и свидетелей правонарушения (ст. 26.3 КоАП), после чего на основании собранных доказательств составить протокол об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на март 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой