Контрольная закупка Роспотребнадзора
Роспотребнадзор имеет право на проведение контрольной закупки - специального проверочного мероприятия, в ходе которого сотрудники "создают ситуацию для совершения сделки" - ради того, чтобы проверить соблюдение обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям (ч. 1 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ). Другими словами, сотрудники Роспотребнадзора тайно, под видом простого покупателя, совершают покупку (оплачивают услугу или работу), в том числе дистанционно, например, через Интернет. "Агентов" Роспотребнадзора должны сопровождать двое свидетелей, либо сами "агенты" должны вести видеозапись (ч. 5 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ). Кто и как именно выделяет денежные средства на "закупку", законодательством пока не установлено.
Роспотребнадзор проводит свои контрольные закупки в рамках санэпиднадзора и надзора за соблюдением прав потребителей (пп. 2.1. п. 1 ст. 44 Закона N 52-ФЗ, п. 3.1 ст. 40 Закона о защите прав потребителей, ч. 2 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ).
Проводить закупки можно исключительно по тем же самым основаниям, которые предусмотрены для внеплановых проверок (ч. 3 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ):
- по истечении срока исполнения ранее выданного предписания;
- по жалобе потребителя (после попыток урегулирования);
- по сведениям о продаже товаров без маркировки/с неверной маркировкой;
- по информации о причинении вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, наступлении ЧС, угрозе такого вреда или ЧС;
- по поручению Правительства РФ, Президента РФ или по требованию прокурора (ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
О проведении закупки выносится отдельное распоряжение (ч. 4.2 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ).
Контрольная закупка всегда проводится без уведомления проверяемых лиц (ч. 4 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ).
Закупку, по общему правилу, нужно предварительно согласовать у прокурора (ч. 4 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ), однако Роспотребнадзор уполномочен проводить ее вовсе без согласования, незамедлительно известив прокуратуру о факте закупки (ч. 4.1 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ, пп. 2.1. п. 1 ст. 44 Закона N 52-ФЗ, п. 3.1 ст. 40 Закона о защите прав потребителей).
Если контрольная закупка "вскрыла" нарушение обязательных требований, то сразу после ее завершения должностные лица Роспотребнадзора обязаны раскрыть свое инкогнито: предъявить служебные удостоверения и распоряжение на проведение контрольной закупки (ч. 4.2 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ). О закупке составляется акт, который подписывается проверяющими, свидетелями и представителями организации или ИП, чьи товары (услуги) контрольно закупались, у каждой стороны остается один экземпляр акта (ч. 6, ч. 7 ст. 16.1 закона N 294-ФЗ). Кроме того, должностные лица вправе приступить к внеплановой проверке продавца или исполнителя услуг - это вытекает из ч. 4.3 ст. 16.1 закона N 294-ФЗ).
Если никаких нарушений не выявлено, сотрудники Роспотребнадзора не обязаны сообщать продавцу о проведении этого мероприятия. Однако даже в этом случае составляется акт контрольной закупки, правда, он подписывается только сотрудниками Роспотребнадзора и свидетелями (ч. 6 ст. 16.1 закона N 294-ФЗ). И проводить внеплановую проверку продавца (исполнителя услуг, работ) Роспотребнадзор уже не может - во всяком случае, по тому же самому основанию, которое было причиной проведения закупки (ч. 4.3 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ).
В будущем информация о закупках будет вноситься в Единый реестр проверок (ч. 8 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ; в Правила формирования и ведения Реестра, установленные постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415, должны внести соответствующие поправки).
Более подробно процедура контрольной закупки будет раскрыта актом Правительства РФ (ч. 9 ст. 16.1 закона N 294-ФЗ); в настоящий момент такой акт не издан. Однако проведение контрольных закупок можно ожидать уже сейчас - ведь соответствующие полномочия даны Роспотребнадзору федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.