"Коронавирусный" мораторий на проверки - 2020
Смотрите в этом материале:
- запрет на плановые проверки;
- запрет на внеплановые проверки;
В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в стране Правительству РФ были переданы полномочия установить запреты или ограничения для проверок, как плановых, так и внеплановых, с 01.04.2020 по 31.12.2020 (ч. 1.1 ст. 26.2 Закона N 294-ФЗ, ст. 17 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ ).
Правительство РФ своим постановлением от 03.04.2020 N 438 (далее - Правила N 438) установило следующие правила:
Плановые проверки - 2020
Полностью - в отношении как субъектов малого и среднего бизнеса, НКО - не иноагентов - с численностью работников до 200 человек (п. 1 Правил N 438), так и остального бизнеса (пп. "б" п. 2 Правил N 438) - отменяются плановые проверки.
Исключения: плановые проверки ИП и организаций именно "остального", крупного, бизнеса, в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора), а также тех, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска (пп. "б" п. 2 Правил N 438).
Внеплановые проверки - 2020
Полностью - в отношении как субъектов малого и среднего бизнеса (п. 1 Правил N 438), так всех остальных (пп. "а" п. 2 Правил N 438), - отменяются внеплановые проверки.
Исключения (для всех!):
- внеплановые проверки по фактам причинения (угрозы причинения) вреда жизни, здоровью граждан, в связи ЧС. Эти проверки обязательно согласуются с органами прокуратуры! (пп. "а" п. 1, пп. "а" п. 2 Правил N 438),
- внеплановые проверки для контроля исполнения ранее выданного предписания, если предписание выдано в связи с угрозой причинения вреда жизни и здоровью. Эти проверки обязательно согласуются с органами прокуратуры! (пп. "а" п. 1, пп. "а" п. 2 Правил N 438),
- внеплановые проверки для контроля исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер (пп. "д" п. 1, пп. "а" п. 2 Правил N 438). Согласовывать эти проверки с прокуратурой не требуется (это не предусматривает ни Закон N 294-ФЗ (ч. 5 ст.10), ни Закон N 99-ФЗ (ч. 12 ст. 19), ни Правила N 438);
- внеплановые проверки на основании поручения Президента РФ или Правительства РФ с указанием конкретного юридического лица или ИП (пп. "в" п. 1, пп. "а" п. 2 Правил N 438);
- внеплановые проверки по требованию прокурора об их проведении - в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (пп. "в" п. 1, пп. "а" п. 2 Правил N 438);
- внеплановые проверки по заявлению от проверяемого лица о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии, согласования), а равно по ходатайству лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания (пп. "г" п. 1, пп. "а" п. 2 Правил N 438, п. 1.1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 4 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ).
Выездные проверки - 2020
Помимо запрета на большинство проверок как таковых, Правительство РФ дополнительно ввело запрет на проведение оставшихся проверок "выездным" путем, то есть по месту осуществления деятельности. Согласно п. 6 Правил N 438, все проверки в 2020 году проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
Исключения:
- выездные проверки по фактам вреда/угрозы жизни, здоровью или в связи ЧС, при условии, что прокурор согласовал именно выездную проверку (пп. "а" п. 7 Правил N 438);
- выездные проверки на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса по фактам причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также по выданным по этим фактам предписаниям, - без согласования с прокурором, но с обязательным извещением прокурора, что проверка началась (п. 7.1 Правил N 438);
- выездная проверка проводится по поручению Президента РФ, правительства РФ, требованию прокурора, и при этом возможность выезда должностных лиц предусмотрена в поручении/требовании (пп. "б" п. 7 Правил N 438).
Виды контроля / надзора, на которые распространяется коронавирусный мораторий - 2020
Мораторий на проверки, введенный Правительством РФ, распространяется на все виды проверок, которые проводятся по правилам Закона N 294-ФЗ (трудовые, пожарные, санитарные и т.п.), а сверх того, на ряд иных - ранее полностью "автономных" от Закона N 294-ФЗ - проверок (п. 5 Правил N 438):
- в рамках контроля за осуществлением иностранных инвестиций (п. 1 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ);
- в рамках госконтроля за экономической концентрацией (п. 2 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ);
- в рамках контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере (п. 3 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ);
- в рамках государственного портового контроля (п. 7 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ);
- в рамках контроля за уплатой страховых взносов в ФОМС, ФСС, ПФР (п. 8 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ);
- в рамках контроля на финансовых рынках (п. 9 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ);
- в рамках банковского надзора и страхового надзора, "антиотмывочного" контроля, а также надзора в национальной платежной системе (п.п. 10-12, п.15 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ);
- в рамках госконтроля за осуществлением клиринговой деятельности (п. 13 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ);
- в рамках госконтроля за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов и за контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных и госнужд (п. 13.1, п. 14 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ);
- в рамках пограничного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного и транспортного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (п. 16 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ);
- в рамках контроля за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов (п. 17 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ);
- в рамках федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК (п. 17.1 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ), за исключением атомной энергетики (п. 11 Правил N 438);
- в рамках контроля за соблюдением требований в связи с распространением информации в Интернете и деятельностью её организаторов (п. 18, п. 19 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ);
- в рамках контроля и надзора на обработкой персональных данных (п. 20 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ);
- в рамках госконтроля при ввозе- вывозе драгметаллов, драгоценных камней и соответствующего сырья (п. 1 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ);
- в рамках госконтроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ (п. 1 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ);
- в рамках надзора за частной охранной деятельностью (п. 1 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
Отдельно оговорено, что на "атомно-энергетический", таможенный, налоговый и валютный контроль Правила N 438 не распространяются (п. 5, п. 11 Правил N 438).
Мораторий объявлен в рамках налогового и валютного контроля, но по своим правилам и со своими сроками (п. 4 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409, приказ ФНС России от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@). О мероприятиях налогового контроля см. подробнее.
Должны ли эти запреты отразиться на содержании плана проверок?
Да, разумеется. Согласно п. 3 Правил N 438 до 29 апреля 2020 года дней надзорные органы обязаны принять решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок те проверки, проведение которых в 2020 году запрещено.
К этой же дате ведомства обязаны представить в Минэкономразвития перечень ИП и организаций по состоянию на 01.04.2020, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (п. 4 Правил N 438).
Проверки, начатые ранее и приостановленные до 05.04.2020
Проверки, которые были начаты в начале эпидемии и приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства РФ, должны быть завершены не позднее 17.04.2020 по специальному основанию: "в связи с невозможностью их проведения". Это не касается тех приостановленных проверок, которые могут проводиться и во время моратория (п. 9 Правил N 438).
Проверки, которые только собирались назначить после 18 марта, но в связи с антикоронавирусным поручением Правительства РФ не назначили, назначать и вовсе запрещено. За исключением тех проверок, проводить которые можно и нужно, невзирая на мораторий (п. 8 Правил N 438).
Проведение проверки с нарушением указанных требований является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с ч. 1 ст. 20, ч. 2 ст. 26.2 Закона N 294-ФЗ!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах