Присвоение категорий риска объектам защиты для целей пожарного надзора Смотрите в этом материале: - как рассчитывается категория риска? - шаг 1: находим "свою" базовую категорию; - шаг 2: находим индекс индивидуализации; - шаг 3: уточняем категорию риска; Согласно ст. 23 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (далее - Закон о госконтроле), п. 40, п. 41 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 (далее - ПП 290), каждый объект защиты подлежит отнесению к одной из шести категорий: чрезвычайно высокого, высокого риска, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков. Для отнесения к нужной категории риска нужно воспользоваться специальным Порядком и критериями, установленными Приложением к Положению N 290 (далее - Критерии).
Как рассчитывается категория риска?
Определись свою категорию можно "легким" способом - обратившись к п. 11 Критериев). При этом собственное предписание орган ГПН, очевидно, "не потеряет", а вот о капремонте пожарной сигнализации или о наличии пожарной охраны может и не знать, если ему об этом не сообщали. Категория риска конкретного объекта, согласно Критериям, определяется в несколько шагов:
Шаг 1. Находим базовый ("отраслевой") показатель тяжести
Сначала нужно выяснить "Показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров (Кг.т.)" для той группы объектов, к которой принадлежит и ваш объект, например, в 2021 году для группы детсадов (объекты образования - Кг.т. равен 4,079), магазинов (объекты торговли - Кг.т. равен 1,961), кафе (объекты общепита - Кг.т. равен 17,024) и т.п. Кг.т. - это такой показатель, который рассчитывается самим МЧС на основе статистики пожаров и причиненного ущерба и публикуется на своем сайте (п. 7, абз. 8 п. 8, п. 9 Критериев, см. также письмо МЧС России от 27.01.2021 N ИГ-19-238). Этот Кг.т. является базовым для определения категории риска (абз. 9 п. 8 Критериев). В идеале эти значения - среднестатистические за пять лет, но в 2021 г. для расчетов категории риска используются показатели 2019 года (абз. 2 п. 9 Критериев). А раз статистические, то в каждом следующем году они могут изменяться, если менялось количество пожаров и жертв (см. п. 6 Критериев). Кроме того, поскольку Кг.т. рассчитывается для объектов, однородных по виду экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности (п. 7 Критериев), то пожар, повлекший массовую гибель людей (вроде "Зимней вишни"), резко изменит значение Кг.т. для соответствующей группы).
Шаг 2. Находим индекс индивидуализации
Затем нужно подсчитать свой собственный индекс индивидуализации Uинд (п. 10, 11 и 12 Критериев). Этот индекс отражает индивидуальные особенности объекта - его состояние, историю и т.п., - которые могут говорить о повышенном, или наоборот, пониженном риске возникновения пожара и причинения ущерба, то есть учитывает, например, высоту здания, наличие маломобильных групп населения, давность ремонта АУП, наличие "пожарных" предписаний и другое. Для подсчета индекса Uинд нужно отыскать "свои" индикаторы риска причинения вреда и "свои" критерии добросовестности, первые - из таблиц-приложений NN 1 и 2 к Критериям, вторые - из таблиц-приложений NN 3 и 4 к Критериям. Каждому индикатору и критерию соответствует определенное количество баллов, в том числе отрицательных. Эти баллы нужно сложить/вычесть (п. 13 Критериев). ВниманиеПри наличии оснований, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, нужно применить те критерии, которые относят его к более высокой категории риска (абз. 2 п. 11 Критериев). Шаг 3. Находим категорию риска
Затем нужно сложить найденные Кг.т. и Uинд (п. 16 Критериев). Полученное число - это "Показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожара с учетом индекса индивидуализации подконтрольного лица". Его надо сопоставить (п. 14, п. 15 Критериев) с уровнем тяжести потенциальных негативных последствий пожара, приведенным в п. 8 Критериев, и узнать получившуюся категорию риска:
В зависимости от присвоенной категории варьируется периодичность плановых проверок (см. п. 41 ПП 290).
Кто определяет и присваивает категорию риска?
Такой работой - определить категорию и отнести к ней конкретный объект - занят тот инспектор ГПН, который закреплен за этим объектом, причем ему запрещено по этому вопросу взаимодействовать с проверяемым лицом (ч. 2 ст. 24 Закона о госконтроле, п. 29 ПП 290). Затем категория утверждается решением руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа ГПН (п. 49 ПП 290). Этот же руководитель (зам) может изменить категорию риска на более низкую (п. 50 ПП 290). Если специального решения в отношении объекта не принималось, он считается отнесенным к категории низкого риска (ч. 4 ст. 24 Закона о госконтроле, абз. 3 п. 49 ПП 290). При этом все объекты "переобсчитываются" после поступления в ГПН сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска (ч. 5 ст. 24 Закона о госконтроле), поэтому, теоретически, категория может "обновиться".
Где фиксируется итоговая категория риска?
Орган ГПН ведет перечень объектов надзора каждой категории риска (ч. 2 ст. 16 Закона о госконтроле, п. 51, п. 52 ПП 290). Основной способ информирования о категории риска - это просмотр перечней объектов надзора на п. 53 ПП 290). На официальном сайте центрального аппарата МЧС должна быть размещена сводная информация об объектах контроля с указанием категорий риска, категорирование которых проводилось в том числе территориальными органами (письмо Минэкономразвития России от 10.11.2021 N Д24и-35227). Сверх того, владельцы объектов могут запросить орган ГПН о том, к какой категории риска отнесен их объект. ГПН не только предоставит им информацию о присвоенной объекту категории риска, но и сведения, использованные при отнесении объекта к данной категории (п. 55 ПП 290). Помимо этого, перечень объектов контроля отдельно по каждой категории риска должен размещаться в ЕРВК - Едином реестре видов контроля (пп. "е" п. 5, п. 5.1 Правил формирования ЕРВК, утв. постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 861).
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах