Процедура пожарного профилактического визита Смотрите в этом материале: Профилактический визит - это вид профилактического мероприятия, которое проводит орган ГПН (п. 7 ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ", далее - Закон о госконтроле). Для самого органа ГПН проведение профилактических визитов - обязательно, "обойтись" без них вообще, в принципе, - запрещено (ч. 2 ст. 45 Закона о госконтроле). То есть профвизит - это вообще не контрольное мероприятие, не пожарная проверка ни в каком виде (нельзя путать с инспекционным визитом, см. ч. 2 ст. 70 Закона о госконтроле). Тем не менее записи о проведении профилактического визита вносятся в ЕРКНМ (п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о госконтроле, п. 1 приложения к Правилам формирования и ведения ЕРКНМ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 N 604, далее - ПП 604). Однако в 2023 - 2029 годах в связи с мораторием на проверки установлено следующее: - в планы проведения плановых КНМ на 2023 - 2029 гг. не включаются плановые КНМ в отношении государственных, муниципальных и частных образовательных организаций, реализующих образовательные программы: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, государственных и муниципальных медорганизаций, а также организаций социального обслуживания детей, общественного питания детей (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг), объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска (см. также письмо Минэкономразвития РФ от 10.04.2023 N ОГ-Д24-3218). В отношении таких садиков, школ, больниц, интернатов, общепита и т.п. в 2023 - 2030 годах может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения (п. 11.4 Постановления N 336). Какие бы кошмарные нарушения правил пожбезопасности не увидел инспектор в ходе этого профилактического визита, организовать по данному факту внеплановое КНМ запрещено (абз. 5 п. 11.4 Постановления N 336). По итогам такого профвизита, который проведен "вместо" проверки, в 2023 - 2029 годах садику, школе, больнице, интернату и т.п. может быть выдано предписание (абз. 5 п. 11.4 Постановления N 336); - профвизиты в 2023-2029 годах могут проводиться по поручениям Правительства или Президента РФ. В рамках этих визитов разрешаются проверочные действия, а по итогам раздаются предписания, отказаться от визита нельзя (п. 11.5 и 11.6 Постановления N 336). Периодичность проведения обязательных профилактических визитов не установлена, однако, в соответствии с ч. 3 ст. 44 Закона о госконтроле, орган ГПН при утверждении программы профилактики рисков причинения вреда учитывает категории риска, к которым отнесены объекты контроля (п. 14 письма Минэкономразвития России от 29.11.2021 N ОГ-Д24-8613).
Кому ждать профилактического визита инспектора?
Профилактические визиты проводятся далеко не с каждым контролируемым лицом. Согласно ч. 4 ст. 52 Закона о госконтроле, проведение обязательных профилактических визитов должно быть предусмотрено: - в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, - а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска. Пункт 47 ПП 290 уточняет это требование Закона о госконтроле, и предусматривает профилактические визиты: - в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, - в отношении приступающих к работе детских садов, школ, детских лагерей, учреждений социальных услуг с обеспечением проживания (интернаты и т.п.), больниц, санаториев - вне зависимости от присвоенной категории риска. Приступающими к работе считаются такие объекты, в отношении которых не истек первых год с даты получения информации о начале осуществления их деятельности либо вводе в эксплуатацию (см. ч. 7 ст. 52 Закона о госконтроле). Инспектор обязан предупредить контролируемое лицо о том, что он собирается нанести профвизит, как минимум за неделю (ч. 5 ст. 52 Закона о госконтроле), причем этого визита можно безнаказанно избежать, если уведомить орган ГПН об отказе от проведения обязательного профилактического визита не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения (ч. 6 ст. 52 Закона о госконтроле). Контролируемое лицо вправе обратиться в орган ГПН с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита (с 04.08.2023, см. ч. 10 ст. 52 Закона о госконтроле). Ведомство рассмотрит это заявление в течение 10 рабочих дней и либо согласится провести профвизит, либо откажет, о чем уведомит контролируемое лицо (ч. 11 ст. 52 Закона о госконтроле), некоторые основания для отказа перечислены в ч. 12 ст. 52 Закона о госконтроле. Если профилактический визит состоится, инспектор должен согласовать с контролируемым лицом его дату в течение 20 рабочих дней (ч. 13 ст. 52 Закона о госконтроле).
Как проходит профилактический визит?
Согласно ч 1, ч. 7 ст. 52 Закона о госконтроле, абз. 2 п. 47, п. 48 ПП 290 профилактический визит может быть очным и посредством видео-конференц-связи. В первом случае инспектор приезжает на объект, в место осуществления деятельности, и на месте проводит профилактическую беседу с контролируемым лицом. Во втором случае инспектор и контролируемое лицо беседуют с использованием средств связи. О чем эта беседа? - о требованиях пожбезопасности, предъявляемых к данной деятельности либо к данному объекту контроля, - о том, как часто и какие КНМ могут проводиться, что будет проверяться во время этих КНМ, - о присвоенной категории риска, - о способах снижения этой категории (ч. 1 ст. 52 Закона о госконтроле). Одновременно инспектор должен ответить на вопросы контролируемого лица, если они связаны с организацией и осуществлением пожарного надзора и обеспечения пожарной безопасности, это называется консультированием (ч. 2 ст. 52, ст. 50 Закона о госконтроле, п. 46 ПП 290). Важно: если именно во время консультирования инспектор узнал о каких-то несоответствиях требованиям ПБ, то он не может использовать эту информацию в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований (ч. 7 ст. 50 Закона о госконтроле). Однако, если во время профилактического визита инспектор ГПН установит, что объект представляет явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, или такой вред (ущерб) уже причинен, инспектор обязан незамедлительно сообщить об этом уполномоченному должностному лицу для принятия решения о проведении внепланового КНМ (ч. 9 ст. 52 Закона о госконтроле). Кроме того, в ходе профилактического визита инспектор может собирать сведения, необходимые для отнесения объектов надзора к категориям риска (ч. 3 ст. 52 Закона о госконтроле, абз. 6 п. 47 ПП 290). Однако осмотры, обследования и прочие контрольные (надзорные) действия во время профилактического визита не проводятся (кроме профилактических визитов на муниципальные и государственные объекты в 2023 - 2030 годах, и профилактических визитов по поручениям Президента и Правительства РФ,о которых говорилось выше, см. п. 11.4, 11.5 Постановления N 336). Сам профилактический визит не должен длиться более 1 рабочего дня (абз. 3 п. 47 ПП 290). В течение недели после визита инспектор обязан составить и вручить контролируемому лицу под роспись (или направить в установленном порядке) экземпляр листа профилактической беседы, содержащий информацию, доведенную до контролируемого лица в ходе профилактического визита (абз. 5 п. 47 ПП 290). Никакого акта по итогам профвизита не оформляется.
Итоги профилактического визита
Профилактический визит - мероприятие полезное, или, во всяком случае, безобидное. Самая большая неприятность, которой может обернуться такой визит, - это внеплановая проверка или иное КНМ, но только в том случае, если во время профилактического визита инспектор ГПН установит, что объект представляет явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, или такой вред (ущерб) уже причинен (ч. 9 ст. 52, ч. 4 ст. 45 Закона о госконтроле). При этом по итогам профвизита: - не может быть составлен протокол об административном правонарушении - ст. 90 Закона о госконтроле предусматривает такую меру, как привлечение к административной ответственности, лишь по итогам КНМ, к которым профвизит не относится (см. также ч. 3.2 ст. 28. 1 и примечание к ст. 28.1 КоАП РФ), - не может быть выдано предписание: во-первых, ст. 90 Закона о госконтроле разрешает выдачу предписаний лишь по итогам КНМ, к которым профвизит не относится, а во-вторых, ч. 8 ст. 52 Закона о госконтроле содержит прямой запрет на выдачу предписаний при проведении профилактического визита. Исключения - муниципальные и государственные объекты в 2023 - 2030 годах, и лица, к которым пришли с визитом по поручению Правительства или Президента РФ, о которых указано выше, см. также п. 11.4, п. 11.5 Постановления N 336. Таким образом, в ходе и после этого визита инспектор может выдать лишь рекомендации (ч. 8 ст. 52 Закона о госконтроле). По итогам профилактического визита контролируемому лицу можно объявить предостережение. Запрета на это нет - ведь основанием для его объявления ч. 1 ст. 49 Закона о госконтроле называет сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований / признаках таких нарушений при отсутствии подтвержденного вреда или угрозы его причинения (хотя ни ст. 52 Закона о госконтроле, ни п. 47, 48 ПП 290 не упоминают про объявление предостережений в связи с профилактическим визитом). При этом само предостережение не обязательно к исполнению (в отличие от предписания), и на него можно возражать в течение 10 рабочих дней с момента получения предостережения (ч. 4 ст. 49 Закона о госконтроле, п. 58 ПП 290). Однако если адресат предостережения не представит в орган ГПН уведомление о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в области пожарной безопасности на объекте, это повысит его категорию риска (п. 13 Приложения 4, п. 13 Приложения 3 к ПП 290). Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, затрагивающее права и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подлежит оспариванию в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ (ответ на Вопрос 1 Рекомендации N 1/2021 Научно-консультативного совета при АС Западно-Сибирского округа, утв. президиумом АС ЗСО 19.11.2021).
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах