Процедура проведения контрольных мероприятий по квотированию органами службы занятости населения
Смотрите в этом материале:
- плановые контрольные мероприятия;
- внеплановые контрольные мероприятия;
Порядок и сроки выполнения административных процедур при проведении контрольных мероприятий органами службы занятости населения регламентированы Законом N 248-ФЗ, а также региональными положениями о контроле за выполнением квоты.
Контрольные мероприятия по соблюдению работодателями законодательства о квотировании рабочих мест проводятся работниками органа службы занятости населения как в плановом, так и внеплановом порядке. Плановым является контрольное мероприятие, проводимое на основании плана на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры (ч. 1 ст. 61 Закона N 248-ФЗ).
Плановые контрольные мероприятия проводятся органами службы занятости населения с применением риск-ориентированного подхода, при котором периодичность их проведения определяется региональными положениями о контроле за выполнением квоты в зависимости от деятельности каждого работодателя и присвоенной этой деятельности категории риска (ч. 1 ст. 25 Закона N 248-ФЗ):
Категория риска |
Периодичность проведения |
высокий или значительный |
от 1 раза в 4 года до 1 раза в 2 года |
средний или умеренный |
от 1 раза в 6 лет до 1 раза в 3 года |
низкий |
не проводятся |
Внеплановым же является контрольное мероприятие, проводимое независимо от времени проведения предыдущего контрольного мероприятия. То есть количество внеплановых контрольных мероприятий, в отличие от плановых, законом не регламентируется, так как они обусловлены исключительно возникшими основаниями, указанными в ч. 1 ст. 57 Закона N 248-ФЗ:
1) поступление в органы службы занятости сведений о нарушении законодательства о квотировании, а также о готовящихся или возможных нарушениях, полученных от различных источников (жалоба работника, информация из госорганов, из СМИ и т. п.);
2) поручение Президента РФ, поручение Правительства РФ о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных работодателей;
3) требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о квотировании.
Из всех видов контрольных мероприятий, предусмотренных ст. 56 Закона N 248-ФЗ, региональными положениями о контроле за выполнением квоты установлена возможность проведения как в плановом, так и внеплановом порядке документарной проверки, реже выездной проверки либо инспекционного визита.
Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения любого контрольного мероприятия, является решение руководителя органа службы занятости населения (его заместителя) о его проведении в отношении конкретного работодателя, составляемое по типовой форме, утв. приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 (ст. 64 Закона N 248-ФЗ).
Должностные лица органов службы занятости населения вправе проводить контрольные мероприятия только на основании соответствующего решения и только во время исполнения ими служебных обязанностей (п. 3 ч. 1 ст. 29, п. 2 ст. 37 Закона N 248-ФЗ). Именно решение является тем документом, которым уведомляется работодатель о начале проведения контрольного мероприятия в случае, когда такое уведомление необходимо (ч. 6 ст. 73 Закона N 248-ФЗ).
При этом по основанию, указанному выше в п. 1 ч. 1 ст. 57 Закона N 248-ФЗ (по поступившей от различных источников информации о нарушении законодательства о квотировании), внеплановые контрольные мероприятия в виде выездной проверки и инспекционного визита могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры (ч. 7 ст. 70, ч. 12 ст. 71, ч. 9 ст. 72, ч. 5 ст. 73 Закона N 248-ФЗ). Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с прокуратурой (ч. 9 ст. 72 Закона N 248-ФЗ).
Рассмотрим проводимые органами службы занятости контрольные мероприятия подробнее.
1. Документарная проверка
Документарная форма проведения проверки означает, что в рамках её проведения должностным лицом органа службы занятости исследуются исключительно сведения, содержащиеся в представленных работодателем документы и письменные объяснения, связанные с целью, задачами и предметом проверки, без выезда к работодателю (ч. 1, ч. 3 и ч. 6 ст. 72 Закона N 248-ФЗ). Какие конкретно документы и объяснения будут истребованы зависит от предмета проводимой проверки, а также от объема документов уже имеющихся в распоряжении органа службы занятости.
Работодатель обязан представить истребуемые документы вместе со всеми пояснениями не позднее 10 рабочих дней со дня получения запроса (ч. 4 ст. 72 Закона N 248-ФЗ). Они направляются в форме электронного документа, либо на бумажном носителе работодателем лично или через представителя либо направлены по почте заказным письмом. На бумажном носителе представляются подлинники документов либо заверенные работодателем копии. В случае представления заверенных копий истребуемых документов инспектор вправе ознакомиться с подлинниками документов. Не допускается требование нотариального удостоверения копий представляемых документов (ч. 2 и ч. 3 ст. 80 Закона N 248-ФЗ).
2. Выездная проверка
Выездная проверка проводится непосредственно по месту его нахождения (осуществления деятельности) работодателя (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) (ч. 2 ст. 73 Закона N 248-ФЗ). Проверка работодателя проводится в выездной форме, если невозможно удостовериться в полноте и достоверности сведений в документах или объяснениях работодателя, либо не представляется возможным оценить соблюдение работодателем требований законодательства о квотировании без выезда к нему (ч. 3 ст. 73 Закона N 248-ФЗ).
О проведении выездной проверки работодатель должен быть уведомлен не менее чем за 24 часа до ее начала (ч. 6 ст. 73 Закона N 248-ФЗ).
В рамках выездной проверки также проверяются сведения, содержащиеся в представленных работодателем документах и письменных объяснениях, а ещё проводится опрос работодателя (его представителя) и иных лиц, заключающийся в получении от них устной информации, относящейся к предмету выездной проверки (ст. 78 - 80 Закона N 248-ФЗ).
При проведении выездной проверки в целях оценки соблюдения обязательных требований по квотированию рабочих мест также проводится осмотр, представляющий собой визуальное обследование территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (ст. 76 Закона N 248-ФЗ).
3. Инспекционный визит
Все действия инспектора, совершаемые ходе инспекционного визита к работодателю, приведены в ч. 3 ст. 70 Закона N 248-ФЗ. Процедура проведения инспекционного визита во многом схожа с выездной проверкой. Отличия в том, что инспекционный визит проводится без предварительного уведомления работодателя и собственника производственного объекта и в сжатые сроки (ч. 4 и ч. 5 ст. 70 Закона N 248-ФЗ).
При выездной проверке и инспекционном визите для фиксации доказательств нарушений законодательства о квотировании может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись (ч. 6 ст. 65 Закона N 248-ФЗ, п. 37 Положения N 1230).
Сроки проведения контрольных мероприятий
Срок проведения документарной и выездной проверки составляет 10 рабочих дней. А срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности работодателя (производственном объекте) не может превышать 1 рабочий день.
Закон N 248-ФЗ не содержит оснований для приостановления или продления проводимых органами службы занятости населения контрольных мероприятий. Однако если их проведение оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя (его представителя), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности, либо в связи с иными действиями работодателя, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного мероприятия (например, не представит документы, не пустит инспектора на свою территорию и т.п.), то инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного мероприятия. В таком случае орган службы занятости населения вправе принять решение о проведении такого же контрольного мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры (ч. 11 ст. 65 Закона N 248-ФЗ).
Для наглядности см. таблицу:
Форма контрольного мероприятия |
Срок контрольного мероприятия |
инспекционный визит*(1) |
1 рабочий день |
документарная проверка*(1) |
10 рабочих дней (не включая 10 рабочих дней для подготовки документов, а также 10 рабочих дней для подготовки пояснений относительно противоречий в представленных документах (ч. 7 ст. 72 Закона N 248-ФЗ) |
выездная проверка*(1) |
10 рабочих дней (в т.ч.не более 50 часов или 15 часов - непосредственное личное взаимодействие инспектора и субъекта малого предпринимательства (ч. 7 ст. 73 Закона N 248-ФЗ) |
______________________________
*(1) с возможностью прерывания и проведением повторного такого же контрольного мероприятия
После того как запрашиваемые документы и письменные объяснения представлены работодателем в полном объеме и их подлинность не вызывает у инспектора сомнений, либо после проведения опроса и осмотра территории работодателя должностное лицо органов службы занятости населения может сделать документально подтвержденные выводы относительно нарушения работодателем законодательства о квотировании, то составляются документы, оформляющие результаты проведенной проверки (акт проверки, предписание). Оформление акта производится на месте проведения контрольного мероприятия в день его окончания (ч. 2 и ч. 3 ст. 87 Закона N 248-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах