Проверки Роспотребнадзора
Смотрите в это материале:
- чем занимается Роспотребнадзор и что проверяют его инспекторы?
- какие виды проверок они проводят?
- проверки не по Закону о госконтроле
- что можно инспектору во время конкретной проверки?
- как убедиться, что инспектор - не фальшивый, а проверка - законная?
У Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) имеются надзорные полномочия в нескольких сферах, и это ведомство осуществляет:
вид надзора |
предмет надзора |
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) (ст. 44, ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пп. "а" п. 4 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1100 (далее - ПП 1100), п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (далее - ПП 322) |
соблюдение санитарного законодательства и требований качеству и безопасности пищевой продукции, а также ряда положений некоторых Технических регламентов ТС (ч. 2 ст. 44 Закона о санэпидблагополучии, п. 3 ПП 1100) |
федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей (ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - ЗоЗПП), п. 2 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утв. постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005 (далее - ПП 1005), п. 5.1.2 ПП 322) |
соблюдение изготовителями, исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными ИП, импортерами, владельцами агрегаторов обязательных требований, установленных ЗоЗПП и "потребительскими" актами ЕврАзЭС, а также ряда положений некоторых Технических регламентов ТС (п. 2 ст. 44 ЗоЗПП, п. 4 ПП 1005) |
федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства о защите детей от вредоносной информации (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"", абз. 4 п. 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утв. постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1019 (далее - ПП 1019), п. 5.1.4 ПП 322) |
надзор осуществляется в части указания на продукции и в сопроводительных документах на нее знака информационной продукции |
Какими полномочиями наделены инспекторы Роспотребнадзора?
Перечень должностных лиц, которые могут заниматься надзорной деятельностью, установлен:
- для санитарного надзора - п. 8 ПП 1100 (в подп. "н" упомянуты, в том числе, лица, не являющиеся сотрудниками Роспотребнадзора, см. также ч. 7 ст. 44 Закона о санэпидблагополучии, письмо Минэкономразвития России от 22.12.2021 N ОГ-Д24-9490),
- для надзора в сфере защиты прав потребителей - п. 5 ПП 1005, а также п. 35 ПП 1005; кроме того, отдельные полномочия могут быть и у ФГБУ Роспотребнадзора в рамках госзаданий и по отдельным поручениям ведомства - в таких случаях они вправе проводить консультирование и профилактический визит (абз. 9 п. 13 ПП 1005),
- для надзора в сфере защиты детей от вредоносной информации - пп. "в" п. 4 ПП 1019.
В рамках указанных видов надзора инспекторы ведомства (далее также - санитарные инспекторы) вправе проводить различные контрольные надзорные мероприятия (КНМ), предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (далее - Закон о госконтроле) и упомянутые в положениях о видах надзоров (ч. 4 ст. 56 Закона о госконтроле).
В рамках данных КНМ инспекторы могут, в том числе (п. 10 ПП 1100, п. 7 ПП 1005, п. 6 ПП 1019):
- беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии решения о КНМ (то есть проверке одного из нескольких разрешенных "очных" видов) - посещать и осматривать объекты надзора (п. 1 ч. 2 ст. 29 Закона о госконтроле), причем в рамках санитарно-эпидемиологического надзора - даже досматривать их (пп. "в" п. 10 ПП 1100),
- проводить проверочные мероприятия и действия, в рамках которых - знакомиться с документами и даже базами данных, требовать письменных объяснений от контролируемых лиц (п. 2, 3 и 4 ч. 2 ст. 29 Закона о госконтроле), вызывать полицию, если инспектору угрожают или мешают (п. 7 ч. 2 ст. 29 Закона о госконтроле),
- осуществлять профилактические мероприятия - консультировать "поднадзорных" лиц по вопросам санитарного, "потребительского" и "продетского" законодательства и проверок, объявлять предостережения, наносить профилактические визиты - это почти как проверка, но без предписаний (п. 8 ч. 2 ст. 29 Закона о госконтроле, п. 58 ПП 1100, п. 31 ПП 1019, п. 20 и абз. 9 п. 13 ПП 1005);
- составлять акты КНМ и на основе этих актов - выдавать предписания об устранении нарушений. ВНИМАНИЕ! Этого полномочия нет у тех инспекторов, которые являются сотрудниками не Роспотребнадзора, а подведомственных им учреждений, см. ч. 4 ст. 27 Закона о госконтроле, за исключением инспекторов, которые провели выездное обследование или наблюдение за соблюдением обязательных требований в сфере защиты прав потребителей, - эти лица вправе составлять акты этих КНМ (см. абз. 4 п. 35 ПП 1005 и п. 10 ст. 40 ЗоЗПП);
- составлять протоколы об административных правонарушениях и принимать иные необходимые меры, например, приостанавливать деятельность (п. 8 ч. 2 ст. 29 Закона о госконтроле).
Какие виды проверок они проводят?
Часть 2 ст. 56 Закона о госконтроле предлагает органам надзора ассортимент потенциально возможных видов КНМ, однако какие именно из них можно проводить - должно быть закреплено в положении о виде надзора с (ч. 4 ст. 56 Закона о госконтроле), поэтому проверка законности любого КНМ от Роспотребнадзора включает в себя обязательную проверку вида надзора, а иногда, дополнительно, - и предмета КНМ (а для "санитарных" КНМ нужно еще и уточнить, внеплановое оно или плановое, и какова категория риска). Инспекторы Роспотребнадзора уполномочены проводить следующие мероприятия:
вид КНМ |
вид надзора |
объект контроля |
выборочный контроль |
санитарно-эпидемиологический |
любые (п. 35, подп. "а" п. 38, подп. "б" п. 39, п. 12 ПП 1100) |
в области защиты прав потребителей |
любые (абз. 4 п. 22, п. 9 ПП 1005) |
|
инспекционный визит |
санитарно-эпидемиологический |
деятельность контролируемых лиц (подп. "б" п. 38, подп. "г" и "д" п. 35, подп. "а" п. 12 ПП 1100), здания, помещения, сооружения, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие производственные объекты (подп. "б" п. 38, подп. "г" и "д" п. 35, подп. "в" п. 12 ПП 1100) |
в области защиты прав потребителей |
любые (абз. 5 п. 22, п. 9 ПП 1005) |
|
рейдовый осмотр |
санитарно-эпидемиологический |
деятельность контролируемых лиц (пп. "в" п. 38, подп. "а" - "в" п. 35, пп. "а" п. 12 ПП 1100), здания, помещения, сооружения, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие производственные объекты (пп. "в" п. 38, подп. "а" - "в" п. 35, пп. "в" п. 12 ПП 1100) |
в области защиты прав потребителей |
любые (абз. 6 п. 22, п. 9 ПП 1005) |
|
мониторинговая закупка |
санитарно-эпидемиологический |
результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), подлежащая государственному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории ЕврАзЭС по Единому перечню продукции (товаров), подлежащей саннадзору (пп. "а" п. 39, пп. "б" п. 12 ПП 1100) |
в области защиты прав потребителей |
любые (абз. 3 п. 22, п. 9 ПП 1005) |
|
выездная проверка |
санитарно-эпидемиологический |
любые (п. 35, пп. "г" п. 38, пп. "в" п. 39, п. 12 ПП 1100) |
в области защиты прав потребителей |
любые (абз. 8 п. 22, п. 9 ПП 1005) |
|
в области защиты детей от вредоносной информации |
информационная продукция, к которой предъявляются обязательные требования (пп. "б" п. 36, пп. "д" п. 7, абз. 4 п. 3 ПП 1019) |
|
документарная проверка |
санитарно-эпидемиологический |
деятельность контролируемых лиц (п. 35, пп. "е" п. 38, пп. "а" п. 12 ПП 1100), здания, помещения, сооружения, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие производственные объекты (п. 35, пп. "е" п. 38, пп. "в" п. 12 ПП 1100) |
в области защиты прав потребителей |
любые (абз. 7 п. 22, п. 9 ПП 1005) |
|
в области защиты детей от вредоносной информации |
информационная продукция, к которой предъявляются обязательные требования (пп. "а" п. 36, пп. "д" п. 7, абз. 4 п. 3 ПП 1019) |
|
контрольная закупка |
в области защиты прав потребителей |
любые (абз. 2 п. 22, п. 9 ПП 1005) |
выездное обследование |
санитарно-эпидемиологический |
деятельность контролируемых лиц (пп. "д" п. 38, пп. "а" п. 12 ПП 1100), здания, помещения, сооружения, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие производственные объекты (пп. "д" п. 38, пп. "в" п. 12 ПП 1100) |
результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), подлежащая государственному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории ЕврАзЭС по Единому перечню продукции (товаров), подлежащей саннадзору (ч.4 ст. 56 Закона о госконтроле, пп. "б" п. 12 ПП 1100) | ||
в области защиты прав потребителей |
любые (абз. 11 п. 22, п. 9 ПП 1005) |
|
в области защиты детей от вредоносной информации |
информационная продукция, к которой предъявляются обязательные требования (ч. 4 ст. 56 Закона о госконтроле, пп. "д" п. 7, абз. 4 п. 3 ПП 1019) |
|
наблюдение за соблюдением обязательных требований |
санитарно-эпидемиологический |
деятельность контролируемых лиц (пп. "ж" п. 38, пп. "а" п. 12 ПП 1100), здания, помещения, сооружения, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие производственные объекты (пп. "ж" п. 38, пп. "в" п. 12 ПП 1100) |
результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), подлежащая государственному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории ЕврАзЭС по Единому перечню продукции (товаров), подлежащей саннадзору (ч. 4 ст. 56 Закона о госконтроле, пп. "б" п. 12 ПП 1100) | ||
в области защиты прав потребителей |
любые (абз. 10 п. 22, п. 9 ПП 1005) |
|
в области защиты детей от вредоносной информации |
информационная продукция, к которой предъявляются обязательные требования (ч. 4 ст. 56 Закона о госконтроле, пп. "д" п. 7, абз. 4 п. 3 ПП 1019) |
В рамках каждого их этих КНМ инспектор полномочен проводить различные действия - для каждого КНМ - свой "набор" (см. ч. 2 ст. 65 Закона о госконтроле), поэтому подробности проведения каждого КНМ нужно уточнять в отдельных материалах Энциклопедии решений, а общая "формальная" часть (завел проверку в ЕРКНМ - согласовал - пришел - увидел - описал - можно жаловаться) освещена в материале "Процедура проверки Роспотребнадзора".
Проверки не по Закону о госконтроле
Сверх упомянутых КНМ - Роспотребнадзор уполномочен проводить проверочные мероприятия, которые не регулируются Законом о госконтроле, однако, во-первых, могут быть очень похожими на КНМ, а во-вторых, оканчиваться штрафом, а иногда - и предписанием:
- Роспотребнадзор вправе проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований (ч. 1 ст. 42 Закона о санэпидблагополучии),
- Роспотребнадзор уполномочен проводить административные расследования в случае обнаружения признаков "санитарных" административных правонарушений (ст. 28.7 КоАП РФ),
- Роспотребнадзор вправе проводить не предусмотренные Законом о госконтроле проверки без взаимодействия с проверяемым лицом в рамках федерального государственного контроля за соблюдением законодательства о защите детей от вредоносной информации (ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"", п. 1 ПП 1019).
Что делает инспектор во время проверки?
Внутри каждого типа КНМ (документарной, выездной, рейдового осмотра, выборочного контроля и т.п.) можно проводить только небольшой, заранее разрешенный Законом о госконтроле (ст. 68-75) набор контрольных действий (осмотр, опрос, экспертизу и так далее). Какой конкретно набор контрольных действий (КНД) из этих разрешенных можно проводить инспектору в конкретном КНМ - должно быть установлено в положении о надзоре (ч. 2 ст. 65 Закона о госконтроле).
Поскольку Роспотребнадзор осуществляет целых три вида госнадзора (санитарный, за соблюдением прав потребителей и в сфере защиты детей от информации), то объем КНД во время конкретной проверки зависит от того, в рамках какого из трех видов надзора пришла проверка:
вид контрольного мероприятия |
вид государственного контроля (надзора) |
||
санитарно-эпидемиологический надзор |
надзор в сфере защиты прав потребителя |
защита детей от вредной информации |
|
мониторинговая закупка |
осмотр |
не проводится |
|
опрос | |||
инструментальное обследование | |||
истребование документов | |||
испытание | |||
экспертиза | |||
|
эксперимент |
||
контрольная закупка (п. 25 ПП 1005) |
не проводится |
осмотр |
не проводится |
эксперимент | |||
выборочный контроль |
осмотр |
не проводится |
|
получение письменных объяснений | |||
истребование документов | |||
отбор проб (образцов) | |||
инструментальное обследование | |||
испытание | |||
экспертиза | |||
инспекционный визит |
осмотр |
не проводится |
|
опрос | |||
инструментальное обследование | |||
получение письменных объяснений | |||
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля | |||
рейдовый осмотр |
осмотр и досмотр |
не проводится |
|
опрос | |||
получение письменных объяснений | |||
истребование документов | |||
инструментальное обследование | |||
испытание | |||
экспертиза | |||
отбор проб (образцов) |
|
||
документарная проверка |
получение письменных объяснений |
||
истребование документов | |||
экспертиза | |||
выездная проверка |
досмотр |
запрещен |
|
осмотр | |||
опрос | |||
получение письменных объяснений | |||
истребование документов | |||
отбор проб (образцов) |
запрещен |
||
инструментальное обследование |
запрещен |
||
испытание |
запрещен |
||
экспертиза | |||
выездное обследование |
осмотр |
||
отбор проб (образцов) | |||
инструментальное обследование (с применением видеозаписи) | |||
испытание | |||
экспертиза |
Как часто бывают проверки?
Внеплановые КНМ имеют свои собственных основания, и предсказать их частоту заранее нельзя.
Плановые КНМ проходят с заранее определенной частотой, однако Роспотребнадзор не проводит плановые проверки:
- в рамках надзора в сфере защиты прав потребителей (п. 21 ПП 1005),
- и в рамках надзора в сфере защиты детей от вредоносной информации (абз. 2 п. 38 ПП 1019).
Следовательно, плановые КНМ от Роспотребнадзора возможны лишь в рамках санитарного надзора (п. 35 ПП 1100), а их частота зависит от характеристик объекта контроля и (иногда) от законопослушания его владельцев - дело в том, что санэпиднадзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (см. главу 5 Закона о госконтроле), все объекты контроля распределены по категориям риска (п. 22, п. 23, п. 34 ПП 1100), и от того, к какой категории риска отнесен конкретный объект, зависит и частота проверок, и их вид (п. 35-39 ПП 1100), например, низкорисковые объекты вообще не проверяются в плановом порядке, а объекты - "результаты деятельности" умеренного риска тоже планово не проверяются (п. 37, п. 35 ПП 1100).
Большинство из плановых санитарных КНМ должны поводиться внезапно для контролируемых лиц:
- инспекционный визит (ч. 4 ст. 70 Закона о госконтроле, пп. "б" п. 38 ПП 1100),
- выборочный контроль (ч. 1 ст. 69 Закона о госконтроле, пп. "а" п. 38, пп. "б" п. 39 ПП 1100),
- рейдовый осмотр (ст. 71 Закон о госконтроле, письмо Минэкономразвития России от 16.08.2021 N ОГ-Д24-6505, пп. "в" п. 38 ПП 1100),
- выездное обследование (ч. 4 ст. 75 Закона о госконтроле, пп. "д" п. 38 ПП 1100),
- мониторинговая закупка (ч. 5 ст. 69 Закона о госконтроле, пп. "а" п.39 ПП 1100),
- мониторинг безопасности (в силу своей природы, см. ст. 74 Закона о госконтроле, пп. "ж" п. 38 ПП 1100).
О документальной проверке всегда становится известно в момент истребования документов, о выездной предупреждать необходимо за 24 часа (ч. 6 ст. 73 Закона о госконтроле), кроме внеплановых проверок лиц, занятых оборотом пищевой продукции (п. 4 ст. 44 Закона о санэпидблагополучии).
Как убедиться, что инспектор - не фальшивый, а проверка - законная?
В РФ функционирует ФГИС Единый реестр контрольных надзорных мероприятий (ЕРКНМ), оператором которой является Генеральная прокуратура РФ (п. 2 ч. 1 ст. 17, ч. 1 и ч. 3 ст. 19 Закона о госконтроле). При этом запрещено проводить любые КНМ, если на момент их начала в ЕРКНМ о них нет информации (ч. 4 ст. 19 Закона о госконтроле), а каждому КНМ присваивается уникальный учетный номер (п. 8 Правил формирования и ведения ЕРКНМ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 N 604, далее - ПП 604).
Сам ЕРКНМ является открытым ресурсом, но на момент начала проверки нельзя "просто так" увидеть, есть там информация о КНМ или нет, даже зная его учетный номер: до окончания проверки такая информация не попадает в публичный доступ (см. Приложение к ПП 604).
Однако к номеру КНМ в ЕРКНМ формируется специальный QR-код (примечание 1 к Приложению к ПП 604), причем этот куаркод:
- во-первых, наносится на бумажные и электронные документы, оформляемые инспектором (то есть и на решение о проведении КНМ),
- во-вторых, включает в себя ссылку на неизменяемый адрес КНМ в ЕРКНМ,
- а в-третьих, если зайти в ЕРКНМ именно по этому куаркоду, то информация о проверочном мероприятии будет доступна для просмотра тотчас же (п. 21 ПП 604).
Таким образом, с учетом ч. 7 ст. 65 Закона о госконтроле, достаточной гарантией от мошенников будут являться:
- служебное удостоверение сотрудника органа Роспотребнадзора (в должностных обязанностях которого в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля) - см. Положение о служебном удостоверении, утв. приказом Роспотребнадзора от 19.07.2005 N 641, либо служебное удостоверение должностного лица ФГУ, подведомственного Роспотребнадзору (в должностных обязанностях которого в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией предусмотрены полномочия по осуществлению федерального государственного санитарного надзора - см. пп. "н" п. 8 ПП 1100, Положение о служебном удостоверении работников, утв. Приказом Роспотребнадзора от 10.10.2005 N 737). Отметим, что сотрудники подведомственных Роспотребнадзору ФГУ вправе проводить ряд мероприятий и в рамках надзора в сфере защиты прав потребителей (п. 35 ПП 1005), однако п. 10 ст. 40 ЗоЗПП разрешает им проводить только наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование, а в рамках этих КНМ взаимодействовать с контролируемым лицом нельзя (ч. 2 ст. 75 Закона о госконтроле);
- распоряжение (решение) о проведении КНМ с куаркодом, по ссылке из которого открывается страничка проверки в ЕРКНМ, а на этой страничке - ИНН, адрес проверяемого лица, дата КНМ и т.п. В числе этих данных должны быть и сведения о должностных лицах, участвующих в соответствующем КНМ, - ФИО и должность (во вкладке "информация об органе контроля").
Тема
Проверки организаций и предпринимателей
См. также
Памятка: встречаем проверяющих Роспотребнадзора
Процедура проверки (контрольного (надзорного) мероприятия) Роспотребнадзора
Административное расследование, проводимое Роспотребнадзором
Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий
Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные Роспотребнадзором
Государственный надзор, осуществляемый Роспотребнадзором (актуально до 1 июля 2021 года)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах