Мораторий на проверки - 2023
Смотрите в этом материале:
- запрет на включение лица/ объекта в план-2023;
- визиты в школы и садики как альтернатива проверке;
В связи с непростой политико-экономической ситуацией в 2022 году Правительству РФ были переданы полномочия по установлению особенностей проведения контрольно-надзорной деятельности в РФ, в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий (см. п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ).
Правительство РФ воспользовалось этим полномочием дважды:
- постановлением от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) с 10 марта по 31 декабря 2022 года был введен очень жесткий мораторий на плановые и внеплановые проверки и КНМ;
- октябрьскими поправками в Постановление N 336 был, фактически, введен мораторий на плановые проверки и плановые КНМ на 2023 год - поправки запрещают включать в План проверок-2023 значительную часть контролируемых лиц:
объекты контроля, отнесенные к категориям: - высокого риска, - чрезвычайно высокого риска (п. 11.3 Постановления N 336), ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ государственных и муниципальных детсадов и школ, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска (см. п. 11.4 Постановления N 336) |
МОЖНО включать в Планы-2023 проведения плановых проверок, плановых КНМ |
- опасные производственные объекты II класса опасности, - гидротехнические сооружениям II класса (п. 11.3 Постановления N 336) | |
- любые объекты и лица, проверки которых регулирует Закона N 294-ФЗ, если в их отношении не применяется риск-ориентированный подход (абзац второй п. 11.3 Постановления N 336) | |
объекты контроля, отнесенные к категориям: - низкого риска, - умеренного риска, - среднего риска, - значительного риска (п. 11.3 Постановления N 336) |
ЗАПРЕЩАЕТСЯ включать в Планы-2023 проведения плановых проверок, плановых КНМ |
Мероприятия в отношении государственных и муниципальных садиков и школ
Пунктом 11.4 Постановления N 336 запрещено планировать (и, следовательно, проводить) плановые КНМ в отношении государственных и муниципальных детсадов и школ, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Однако в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит (далее также - профвизит), отказаться от которого садик или школа не могут (этим он отличается от обычного профилактического визита, см. ч. 6 ст. 52 Закона о госконтроле).
При этом решение о проведении профвизита включается не в план КНМ-2023, а в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год (абзац 6 п. 11.4 Постановления N 336). Следовательно, искать "свой" профилактический визит нужно не в ЕРКНМ, а в Программе профилактики соответствующего надзорного органа.
Кроме того, в рамках такого профвизита инспекторам разрешается проводить целый ряд контрольных надзорных действий:
- осмотр,
- отбор проб (образцов),
- истребование документов,
- испытания,
- инструментальное обследование,
- экспертизу (абзац 2 п. 11.4 Постановления N 336).
Таким образом, профилактические визиты в школы и садики в 2023 году будут максимально приближены к такому КНМ, как выборочный контроль (ст. 69 Закона о госконтроле; отличие лишь в том, что во время выборочного контроля инспектор вправе получать письменные объяснения, а Постановление N 336 не разрешает проводить такое контрольное (надзорное) действие).
Согласно абзацу первому п. 11.4 Постановления N 336 указанный профилактический визит должен быть проведен за 1 день, однако:
- визит можно продлевать на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более 3 рабочих дней (абзац 3 п. 11.4 Постановления N 336),
- срок визита можно приостанавливать в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения профилактического визита, на срок осуществления этих экспертиз или испытаний (абзац 4 п. 11.4 Постановления N 336). Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний. Для приостановления срока необходимо, чтобы инспектор, который проводит профвизит, составил мотивированное представление в адрес своего начальника - то есть уполномоченному должностному лицу надзорного органа (абзац 4 п. 11.4 Постановления N 336).
Если по итогам такого профвизита были выявлены нарушения, то инспектор составляет предписание об устранении этих нарушений и выдает:
- предписание - садику /школе либо учредителю,
- либо копию предписания - учредителю, если оригинал предписания выдан школе/ детскому саду (абзац 5 п. 11.4 Постановления N 336).
Профилактические визиты у тех, кто включен в план КНМ-2023
Хозяйствующие субъекты, кого будут планово проверять в 2023 году, получили возможность провести у себя "пробное" КНМ.
Для этого они должны обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. Если такая просьба поступила не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового КНМ, контрольный (надзорный) орган должен включить запрошенный профвизит в свою программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год (абзац третий п. 11.3 Постановления N 336). Такой профилактический визит проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового КНМ, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования (абзац третий п. 11.3 Постановления N 336).
Такой профилактический визит является "классическим": без предписаний, без наказания (ч. 8 ст. 52 Закона о госконтроле). Зато по его итогам инспектор даст рекомендации по соблюдению обязательных требований (ч. 2 ст. 52 Закона о госконтроле), и проверяемое лицо сможет качественно подготовиться к грядущему плановому КНМ.
Однако те организации и ИП, которые попали План проведения плановых проверок (то есть проверок, которые регулируются нормами Закона N 294-ФЗ), лишены возможности провести у себя профилактический визит: во-первых, Закон N 294-ФЗ не предусматривает такой формы профилактических мероприятий, а во-вторых, абзац третий п. 11.3 Постановления N 336 упоминает только плановые КНМ, но не плановые проверки.
Внеплановые проверки
Мораторий-2023 не распространяется на внеплановые проверки и КНМ - подобного ограничения для 2023 года не предусмотрено Постановлением N 336, а Минэкономразвития заявило о нецелесообразности продления моратория на проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год (письмо от 15.11.2022 N Д24и-37133).
Таким образом, внеплановые проверки в 2023 году могут проводиться без ограничений, по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, а внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия - по основания, предусмотренным ст. 57 Закона о госконтроле.
Прокурорские, налоговые, таможенные и подобные проверки
Мораторий-2023 на плановые проверки распространяется исключительно на такие виды надзора/контроля, которые подчиняются правилам, установленным Законом о госконтроле или Законом N 294-ФЗ.
Все остальные виды надзора, - поскольку они выведены из-под регулирования Закона о госконтроле и Закона N 294-ФЗ, - никакого моратория не предполагают. Перечень таких видов надзора установлен ч. 3 ст. 1 и чч. 4 и 5 ст. 2 Закона о госконтроле, чч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ.
Тема
Проверки организаций и предпринимателей
Формы документов
Просьба о проведении профилактического визита
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах