Реестр обязательных требований
Реестр обязательных требований - это их сводный перечень, составленный в целях обеспечения систематизации обязательных требований (далее - ОТ) и информирования заинтересованных лиц. В этом перечне, кроме того, на каждое ОТ есть ссылка на нормативный правовой акт, который это ОТ утвердил, и период действия этого акта (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в РФ", далее - Закон об ОТ, п. 2 Правил формирования, ведения и актуализации реестра, утв. постановлением Правительства РФ 06.02.2021, далее - Правила ведения реестра).
Правительство РФ вправе устанавливать:
- порядок формирования реестра ОТ (см. Правила ведения реестра);
- сферы общественных отношений, в отношении которых он ведется (см. План-график формирования реестра обязательных требований, утв. постановлением Правительства РФ от 06.02.2021 N 128);
- оператора реестра ОТ (им назначено Минцифры);
- перечень информации, которая содержится в реестре ОТ (ч. 3 ст. 10 Закона об ОТ).
Все эти ОТ, собранные в перечне, составляют отдельную ФГИС (п. 2 Правил ведения реестра), сведения в эту ФГИС поставляют надзорные органы (осуществляющие государственный контроль (надзор) либо выдачу лицензий и иных разрешений, а также аккредитацию), госкорпорации "Роскосмос"и "Росатом", а для случаев, если полномочие РФ по федеральному госконтролю (госнадзору) или разрешительной деятельности передано регионам, - те федеральные ведомства, которые осуществляют функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию.
Пользователям эта ФГИС доступна на портале https://ot.gov.ru/.
Помимо самих требований (и ссылки на утвердивший их НПА), к каждому требованию должны быть приписаны еще дополнительные сведения (атрибуты), например, ссылка на текст нормативного правового акта на портале www.pravo.gov.ru, объект установления ОТ (например, осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются ОТ), виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать обязательное требование, в соответствии с ОКВЭД (в случае, если обязательное требование устанавливается в отношении деятельности лиц) и многие другие (подп. "е", "ж", "и" п. 5 Правил ведения реестра). Удобно, что на страничке обязательного требования можно сразу увидеть ссылку на статью КоАП РФ и даже узнать размер штрафа за неисполнение ОТ.
Смысл и задачи реестра ОТ
Закон об ОТ (ч. 2 ст.10) установил две главных цели, для исполнения которых и создается реестр ОТ:
- систематизация ОТ,
- информирование о наличии ОТ субъектов экономической деятельности.
С первой задачей реестр прекрасно справляется; в частности, надзорные ведомства получили возможность на основе сведений реестра и в автоматизированном режиме создавать "свои" чек-листы для проведения проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ), выявлять дублирование ОТ и оценивать затраты на их соблюдение. Кроме того, надзорные органы заполняют документы о КНМ в Едином реестре КНМ только через обращение к Реестру ОТ (п. 10 Правил формирования и ведения ЕРКНМ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 N 604).
Исполнение же второй задачи посредством реестра ОТ представляется неэффективным:
- бизнес-субъект с любым кодом ОКВЭД обнаружит огромнейшее количество требований, которые выведены на экран списком, их изучение на портале затруднительно. Напомним, что большая часть многочисленных требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований являются общеобязательными и не "привязаны" к конкретным кодам ОКВЭД. Например, по запросу "аптечная деятельность" портал находит более 90 тысяч требований. Всего же, по информации от Правительства РФ, на начало 2023 года в реестр ОТ было загружено более 373 000 ОТ по 15 видам надзора;
- поиск ОТ в зависимости от наименования вида деятельности иногда выдает не вполне релевантные результаты, то же относится к поиску самого обязательного требования на естественном языке (например, по запросу "отпуск лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету");
- может пройти некоторое время между появлением новых ОТ в законодательстве и их внесением в Реестр ОТ;
- а главное, если какое-то ОТ отсутствует на портале ОТ (либо есть, но не "привязалось" к нужному коду ОКВЭД), то это обстоятельство ни на что не влияет - ОТ не перестает быть ОТ, и его выполнение инспектор вправе проверять в ходе КНМ, фиксировать в акте и привлекать к административной ответственности:
- обратное не установлено законодательством,
- а вообще обязательное требование, согласно ч. 1 ст. 1 Закона об ОТ, должно быть связано с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а его исполнение должно оцениваться в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. Таким образом, закон не связывает факт существования ОТ с фактом его нахождения в реестре ОТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах