Предостережение Роспотребнадзора о недопустимости нарушения обязательных требований Смотрите в этом материале: - кто может получить предостережение; Предостережение - это предупреждение о том, что адресат, возможно, нарушает обязательные требования или есть риск несоблюдения обязательных требований. Роспотребнадзор объявляет предостережение контролируемому лицу в качестве меры профилактики нарушений. В судебной практике встречается позиция о том, что предостережение является ненормативным правовым актом, обязательным к исполнению, адресовано определенному лицу, вынесено органом, уполномоченным осуществлять контроль (надзор) в отношении этого лица, содержание предостережения составляют разъяснения права, подлежащего применению в возникшей ситуации, и указание на принятие мер по обеспечению исполнения обязательных требований (постановление Семнадцатого ААС от 23.01.2024 N 17АП-14713/23).
Когда объявляется предостережение?
Согласно п. 46 ПП 1100, п. 17 ПП 1005, п. 18 ПП 1019, ч. 1 ст. 49, п. 3 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (далее - Закон о госконтроле), предостережение о недопустимости нарушения (с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований) объявляется, если: - у Роспотребнадзора имеются сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований (но пока ничего не нарушено), - или имеются сведения о признаках нарушений обязательных требований (то есть, вероятно, уже нарушили), но при этом нет подтвержденных данных о том, что такое нарушение причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. ВниманиеЕсли орган Роспотребнадзора располагает сведениями о том, что нарушение обязательных требований уже причинило вред/ущерб или угрожает таким вредом/ущербом, он обязан провести внеплановую проверку или иное КНМ с взаимодействием (п. 1 ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 66, ст. 60 Закона о госконтроле), при этом в 2024 году - с учетом правил моратория на проверки и иные КНМ (постановление Правительства РФ от 09.03.2022 N 336, см. также Мораторий на проверки - 2024). Сведения о признаках или подготовке к нарушениям Роспотребнадзор может получить из жалоб, обращений (следовательно, выдать предостережение без проведения КНМ, например, в рамках рассмотрения обращения гражданина, см., например, постановление Семнадцатого ААС от 29.11.2023 N 17АП-12180/23), публикаций СМИ (в том числе из видеороликов в интернете, см. постановление Тринадцатого ААС от 06.12.2023 N 13АП-36018/23) а также по итогам собственных контрольных мероприятий без взаимодействия - мониторинга безопасности или выездного обследования (п. 2 ч. 3 ст. 74 Закона о госконтроле).
Как выглядит предостережение?
Закон о госконтроле (ч. 2 ст. 49) требует, чтобы в предостережении были указаны: - соответствующие обязательные требования и предусматривающий их нормативный правовой акт, - какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований (приводится описание конкретных действий (бездействия) организации, ее работников, ИП и (или) его работников, которые могут привести/приводят к нарушениям обязательных требований) (см. судебную позицию, что если в предостережении нет ссылки на договор, стороной которого является лицо, обратившееся с жалобой, то это препятствует достижению цели объявления предостережения - постановление Двенадцатого ААС от 24.08.2023 N 12АП-6079/23), - предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований (постановление Второго ААС от 10.08.2023 N 02АП-4894/23), - предостережение, объявленное в рамках надзора в сфере защиты прав потребителей, может содержать также адрес сайта в сети "Интернет", позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований (абз. 2 п. 17 ПП 1005). ВниманиеЧасть 2 ст. 49 Закона о госконтроле запрещает включать в текст предостережения требование о представлении сведений и документов! Форма предостережения утверждена Приложением N 15 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151.
Как его вручают?
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Законом о госконтроле (ч. 2 ст. 49). Поскольку отдельного порядка объявления предостережения в данном Законе нет, очевидно, должен применяться общий порядок уведомления контролируемых лиц, тем более что записи об объявлении предостережения вносятся в ЕРКНМ (п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о госконтроле, п. 1 приложения к ПП 604). Таким образом, уведомить об объявлении предостережения орган Роспотребнадзора может следующими способами: - путем заполнения ЕРКНМ и с использованием той цифровой инфраструктуры, которая обслуживает систему электронных госуслуг (ч. 4 ст. 21 Закона о госконтроле), - бумажным письмом - только до 2026 года, в том числе по запросу УК либо в случае невозможности информирования в электронной форме (ч. 9, ч. 9.1 ст. 98 Закона о госконтроле), - электронным письмом - на тот E-mail, который был предоставлен в Роспотребнадзор этим контролируемым лицом и внесен в информсистемы, использующиеся при осуществлении надзора или оказания госуслуг, в том числе тот E-mail, который представлялся при госрегистрации организации или ИП (п. 1 ч. 5 ст. 21 Закона о госконтроле); - через ЛК на Госуслугах - если адресат предостережения имеет полностью заполненный профиль в ЕСИА (п. 2 ч. 5 ст. 21 Закона о госконтроле).
Что с ним делать?
Предостережение, а точнее, та его часть, в которой сформулированы предложения Роспотребнадзора о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, - не является обязательным к исполнению, как, например, предписание Роспотребнадзора (обратное не установлено в Законе о госконтроле, административной ответственности за неисполнение этих рекомендаций также нет).
Более того, адресат предостережения вправе возразить на него (ч. 4 ст. 49 Закона о госконтроле):
В таком возражении указываются (см. п. 48 ПП 1100, абз. 5 п. 17 ПП 1005, п. 19 ПП 1019): - ИНН и наименование контролируемого лица (ФИО предпринимателя); - дата и номер предостережения, направленного в адрес возражающего лица; - обоснование позиции в отношении указанных в предостережении его действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований. Роспотребнадзор рассматривает возражения и отвечает в течение 20 рабочих дней со дня получения такого возражения (п. 50 ПП 1100, абз. 6 п. 17 ПП 1005, п. 21 ПП 1019). Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, затрагивающее права и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подлежит оспариванию в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку оно возлагает определенные обязанности, в том числе, влияющие на возможность осуществления предпринимательской деятельности (определение Верховного Суда РФ от 15.01.2021 N 310-ЭС20-21312, постановления Четырнадцатого ААС от 25.08.2023 N 14АП-5072/23, Двенадцатого ААС от 24.08.2023 N 12АП-6079/23, Восемнадцатого ААС от 20.01.2023 N 18АП-16126/22, ответ на Вопрос 1 Рекомендации N 1/2021 Научно-консультативного совета при АС Западно-Сибирского округа, утв. президиумом АС ЗСО 19.11.2021). Доводы о том, что предостережение выносится в целях профилактики нарушений обязательных требований и носит предупредительный (профилактический) характер, а следовательно, не может нарушать права адресата, не препятствуют рассмотрению такого дела по существу (см., например, постановления АС Дальневосточного округа от 12.09.2022 N Ф03-4062/22, АС Поволжского округа от 18.08.2022 N Ф06-20744/22). Если сторонами по делу об оспаривании предостережения являются коммерческая организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность (юридическое лицо) и Роспотребнадзор, а предметом спора является предпринимательская деятельность лица, законность предостережения проверяется арбитражным судом, а не СОЮ (решение АС Республики Карелия от 20.10.2023 по делу N А26-6342/2023). Обязательного досудебного оспаривания предостережений законодательством не предусмотрено (решение АС Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.11.2023 по делу N А81-9757/2023, постановления Седьмого ААС от 08.12.2023 N 07АП-9334/23, Четырнадцатого ААС от 25.08.2023 N 14АП-5072/23, от 16.06.2023 N 14АП-4238/23), хотя встречается и противоположное мнение (постановление Восьмого ААС от 11.12.2023 N 08АП-10429/23).
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах