Досудебное обжалование проверок в случае технических проблем на ЕПГУ и ЕРКНМ: что делать, если подать жалобу в срок нельзя Как быть, если по техническим причинам, которые не зависят от контролируемого лица (например, не находится номер КНМ на портале госуслуг), подача досудебной жалобы на акт/ решение/ предписание невозможна в установленный срок и установленным законом способом (электронно через ЕПГУ)? Тут возможны три варианта: Вариант 1. Ходатайствовать перед надзорным органом о восстановлении пропущенного срока на обжалование (и, кстати, даже в случае отказа суд может расценить этот отказ как фактическое досудебное рассмотрение жалобы, см, например, постановления Восьмого ААС от 16.04.2024 N 08АП-1395/24, Первого ААС от 12.02.2024 N 01АП-24/24, решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 19.03.2024 по делу N 2а-278/2024), Вариант 2. В судебном порядке принудить надзорный орган рассмотреть "бумажную жалобу" (см., например, решение Центрального райсуда г. Читы от 13.04.2022 по делу N 2а-1096/2022, см. также правовую позицию в постановлении АС Поволжского округа от 13.09.2022 N Ф06-23421/22), Вариант 3. Сразу обжаловать предписание (решение о проведении проверки) в суд (постановления Седьмого ААС от 18.08.2022 N 07АП-6517/22, Тринадцатого ААС от 06.05.2024 N 13АП-8525/24, определения Восьмого КСОЮ от 29.03.2023 по делу N 8а-3982/2023, Первого КСОЮ от 29.08.2022 по делу N 8а-21227/2022, Забайкальского краевого суда от 14.12.2022 по делу N 33а-4496/2022, Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.05.2022 по делу N 33а-1211/2022). В данном случае можно также "подстраховаться" и направить жалобу на предписание не через ЕПГУ. Дело в том, что некоторых случаях суды рассматривают дело об оспаривании предписания по существу и в том случае, если контролируемое лицо подало "бумажную" жалобу либо электронную, но не через ЕПГУ (постановления Первого ААС от 20.03.2024 N 01АП-1038/24, Одиннадцатого ААС от 20.02.2024 N 11АП-17/24, Тринадцатого ААС от 28.11.2022 N 13АП-32423/22, Седьмого ААС от 14.07.2022 N 07АП-4817/22, решения АС Чувашской Республики от 20.12.2023 по делу N А79-1760/2022, АС Республики Карелия от 24.10.2022 по делу N А26-4185/2022, АС Самарской области от 18.08.2022 по делу N А55-7727/2022) - в том числе по мотивам, что поскольку административным истцом были предприняты меры для направления жалобы административному ответчику для соблюдения досудебного урегулирования спора, то у суда нет оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения по существу лишь по тому основанию, что эта жалоба подана не в электронной форме (решения Калининского райсуда Саратовской области от 01.08.2023 по делу N 2а-297/2023, Тымовского райсуда Сахалинской области о 13.03.2024 по делу N 2а-165/2024, определение Сахалинского облсуда от 21.09.2023 по делу N 33а-1839/2023, Забайкальского краевого суда от 14.12.2022 по делу N 33а-4496/2022, Свердловского областного суда от 12.01.2023 по делу N 33а-480/2023, постановление АС Северо-Западного округа от 18.01.2024 N Ф07-21876/23) или поскольку стороны в период рассмотрения спора не предпринимают действий по мирному разрешению спора, а ответчик при этом возражает по существу исковых требований, ведь оставление иска без рассмотрения ввиду несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора будет носить формальный характер, так как неспособно достигнуть целей, которые имеет досудебное урегулирование спора (решения АС Тюменской области от 17.03.2022 по делу N А70-838/2022, АС Самарской области от 18.08.2022 по делу N А55-7727/2022, постановление АС Волго-Вятского округа от 19.10.2023 N Ф01-6580/23, Восьмого ААС от 18.03.2024 N 08АП-519/24 и от 17.08.2022 N 08АП-6719/22, Одиннадцатого ААС от 20.10.2022 N 11АП-15297/22). Кроме того, о несоблюдении досудебного порядка надзорный орган должен ходатайствовать перед судом очень быстро (не позднее дня представления ответчиком первого заявления по существу спора и если при этом ответчик выразил намерение его урегулировать, а также если на момент подачи данного ходатайства не истек установленный законом или договором срок досудебного урегулирования и отсутствует ответ на обращение либо иной документ, подтверждающий соблюдение такого урегулирования - см. п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"), в противном случае данный довод не будет иметь значения (постановление АС Северо-Кавказского округа от 30.01.2023 N Ф08-14762/22 ). ПримечаниеТретий вариант представляется более предпочтительным, потому что в первом случае срок судебного обжалования предписания, скорее всего, будет пропущен. Во всех случаях, разумеется, необходимо доказать и невозможность подачи досудебной жалобы через ЕПГУ, и факт совершения безуспешных попыток подать такую жалобу (постановление Тринадцатого ААС от 24.04.2024 N 13АП-11459/24, от 10.04.2024 N 13АП-9890/24, от 16.07.2022 N 13АП-17839/22, определение Саратовского облсуда от 16.07.2022 по делу N 33а-4585/2022). Достаточно убедительными для судов являются протоколы осмотров письменного доказательства нотариусом - например, осмотры страниц сайта ЕПГУ при осуществлении перехода по активной ссылке "Жалоба на решение контрольных органов" (определения Первого КСОЮ от 29.08.2022 по делу N 8а-21227/2022, Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.10.2023 по делу N 33а-2539/2023, решения АС Краснодарского края от 20.11.2023 по делу N А32-19677/2022, АС Смоленской области от 24.08.2022 по делу N А62-3264/2022 ), а также письма Минцифры / Генпрокуратуры о наличии техническим проблем на портале ЕПГУ- в ЕРКНМ (решение АС Тюменской области от 21.08.2023 по делу N А70-25806/2022). Кроме того, чрезвычайно важно доказать факт обращения в техподдержку ЕПГУ с запросом о решении технических проблем, (см. определение Верховного Суда РФ от 22.11.2023 N 72-КАД23-3-К8, постановление Тринадцатого ААС от 06.05.2024 N 13АП-8525/24).
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах