Государственные и муниципальные заказчики в контрактной системе
Заказчиками, руководствующимися Законом N 44-ФЗ, являются государственные, муниципальные заказчики либо бюджетные учреждения и унитарные предприятия (за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 N 2931-р), осуществляющие закупки в соответствии с этим Законом (п. 7 ст. 3, ч.ч. 1, 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Государственные заказчики перечислены в п. 5 ст. 3 Закона N 44-ФЗ. Это действующие от имени Российской Федерации или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени Российской Федерации или субъекта РФ и осуществляющие закупки:
- государственные органы (в том числе органы государственной власти);
- Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом";
- Государственная корпорация по атомной энергии "Роскосмос";
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- государственные казенные учреждения.
Муниципальные заказчики перечислены в п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ. Это действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки:
- муниципальные органы;
- муниципальные казенные учреждения.
Правом принимать на себя бюджетные обязательства обладает любой получатель бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ (см. ст.ст. 6, 162, 219 БК РФ).
Государственными и муниципальными заказчиками являются только субъекты, прямо указанные в п.п. 5, 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ. Иные субъекты таковыми не являются, даже являясь получателями бюджета в силу указания отдельного нормативно-правового акта. Из государственных корпораций государственным заказчиком являются только прямо поименованные в п. 5 ст. 3 Закона N 44-ФЗ Госкорпорация "Росатом" и Госкорпорация "Роскосмос".
Таким образом, даже если субъект, не являющийся государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, проводит процедуру закупки по установленным этим Законом правилам и (или) на той же электронной площадке, - например, если заказчик, руководствующийся по общему правилу Законом N 223-ФЗ, не принял положение о закупке или обязывается к проведению закупки в таком порядке учредителем, - он не приобретает при этом статуса государственного или муниципального заказчика и на него не налагаются соответствующие обязанности. Нормы Закона N 44-ФЗ распространяются на лиц, не поименованных заказчиками в этом Законе, только в случаях, прямо указанных в нем.
Субъекты, поименованные государственными и муниципальными заказчиками в п.п. 5, 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, являются такими заказчиками и осуществляют закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ во всех случаях, помимо прямо оговоренных в данном Законе (ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ).
Принятие решения об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) без учета требований Закона N 44-ФЗ, в том числе решения о закупке без проведения конкурентных процедур, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 2, 3 ст. 7.29 КоАП РФ.
Тема
Лица, руководствующиеся законодательством о контрактной системе
См. также
Органы государственной власти. Органы местного самоуправления
Особенности правового положения казенных учреждений
Автономные учреждения в контрактной системе. Закупки для собственных нужд
Заказчики, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах