Хозяйственные общества. Закупки по Закону N 223-ФЗ
В соответствии с п.п. 1-3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ действие этого Закона распространяется на:
- хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (публично-правовых образований - п. 5 ст. 66, ст. 125 ГК РФ) в совокупности превышает 50 процентов (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);
- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит юридическим лицам, перечисленным в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ (п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);
- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам (п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).
Хозяйственные общества - это акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, уставные капиталы которых разделены на доли (п.п. 1, 4 ст. 66 ГК РФ). Следует учитывать, что государственной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (п. 1 ст. 214 ГК РФ), а муниципальной - принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (п. 1 ст. 215 ГК РФ). Безусловно, имущество, принадлежащее государственным и муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, также является государственным или муниципальным имуществом (п. 2 ст. 113, п.п. 1, 2 ст. 123.21, п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215, ст.ст. 294, 296 ГК РФ, ст. 161 БК РФ, п. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Однако хозяйственные общества, доли в уставном капитале которых принадлежат государственным учреждениям и унитарным предприятиям, упоминаются в п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ как "дочерние хозяйственные общества".
Таким образом, в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ речь идет о хозяйственных обществах, доли в уставном капитале, акции которых принадлежат именно непосредственно публично-правовым образованиям. Соответственно, оборот "в совокупности" подразумевает ситуацию, когда более 50 процентов уставного капитала принадлежит Российской Федерации, и (или) одному или нескольким субъектам Российской Федерации, и (или) одному или нескольким муниципальным образованиям.
Дочерним хозяйственное общество согласно п. 1 ст. 67.3 ГК РФ признается в том случае, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Аналогичные определения даны в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) и п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО). Эти нормы говорят о "дочерности" как о зависимости хозяйственного общества от одного другого хозяйственного общества. Однако следует обратить внимание, что в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ говорится об определении хозяйственного общества дочерним в зависимости от доли участия в уставном капитале, принадлежащей юридическим лицам, указанным в п. 1 этой части, а не только хозяйственным обществам, причем в совокупности, что подразумевает, что их может быть более одного. В связи с этим, по нашему мнению, следует исходить из того, что п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ является специальной нормой, в котором вводится определение "дочерних хозяйственных обществ" в целях применения Закона N 223-ФЗ, отличное от определения, данного в Гражданском кодексе РФ.
Обращает на себя внимание, что, исходя из буквального прочтения ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ под действие этого Закона подпадают только те дочерние - в значении, данном именно в Законе N 223-ФЗ, - хозяйственные общества "первого уровня", в уставных капиталах которых имеются доли юридических лиц, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ. Отсюда следует, что доли участия публично-правовых образований, которые в гражданско-правовом обороте выступают наравне с юридическими лицами, но юридическими лицами не являются (абзац второй п. 1 ст. 2, ст. 124 ГК РФ), в уставном капитале хозяйственных обществ в целях Закона N 223-ФЗ учитываются отдельно от долей юридических лиц, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, и при определении "дочерности" хозяйственного общества не учитываются. Равным образом, под действие Закона N 223-ФЗ подпадают дочерние хозяйственные общества "второго уровня", в уставных капиталах которых более 50 процентов принадлежат в совокупности дочерним хозяйственным обществам "первого уровня", но доли юридических лиц, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, а также публично-правовых образований не должны учитываться.
Заметим, что ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ предусмотрены исключения, когда закупки дочерних организаций "первого" и "второго уровней", если они являются дочерними организациями субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности, исключаются из сферы действия этого Закона. Данный вопрос должен быть рассмотрен отдельно.
Тема
Заказчики, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ
См. также
Хозяйственные общества. Закупки по Закону N 223-ФЗ, определение отнесения к заказчикам
Организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц
Хозяйственные общества. Отличия АО и ООО
Общество с ограниченной ответственностью
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах