Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности и их дочерние организации: освобождение от применения Закона N 223-ФЗ
Согласно ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ действие этого Закона не распространяется (за исключением случаев, указанных в ч. 5 ст. 1 Закона N 223-ФЗ) на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (публично-правовых образований - п.п. 5, 6 ст. 66, ст. 125 ГК РФ) в совокупности не превышает 50%, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на:
- субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, указанные в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, если их общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе (далее - ЕИС) (п. 1 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);
- дочерние хозяйственные общества вышеуказанных организаций, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие 4 квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в ЕИС (п. 2 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);
- дочерние хозяйственные общества указанных выше дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие 4 квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в ЕИС (п. 3 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).
Данная норма фактически предусматривает исключение из общего правила, установленного ч. 2 ст. 1 Закона.
Для правильного применения этих положений необходимо, на наш взгляд, принимать во внимание следующее.
Во-первых, с нашей точки зрения представляется очевидным, что поскольку применение закона определенными субъектами ставится в зависимость от изменяющегося фактора - доли их выручки от регулируемого вида деятельности, а также от исполнения этими субъектами обязанности по подтверждению наличия этого фактора, возлагаемой на них самим этим законом, то данный закон на такие субъекты фактически распространяется. Исполнение указанной обязанности для освобождения от обязанности применения норм Закона N 223-ФЗ обязательно (см. также письмо ФАС России от 17.11.2014 N АЦ/46541/14). Мы полагаем, что в данном случае была допущена ошибка юридической техники при формулировании нормы. Считаем, что корректнее было бы указание, что перечисленные в этой норме субъекты вправе при выполнении предусмотренных законом условий не применять требования Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, при соблюдении одновременно двух условий, предусмотренных п. 1 ч. 2.1 ст. 1 этого Закона (на примере организаций, непосредственно осуществляющих регулируемые виды деятельности):
- выручка от регулируемых видов деятельности за последний окончившийся год составила менее 10% от общей выручки этого общества;
- общество разместило информацию об объеме выручки в ЕИС.
Иными словами, вышеуказанные юридические лица подпадают под действие Закона N 223-ФЗ, однако исключаются из числа заказчиков, руководствующихся им.
Во-вторых, в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ о хозяйственных обществах, в уставных капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более 50%, и об организациях, которые осуществляют регулируемые виды деятельности (в том числе в сфере естественных монополий), говорится как о разных категориях субъектов. Однако очевидно, что на практике они могут частично совмещаться, например, если акционерное общество, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации составляет более 50%, осуществляет регулируемые виды деятельности. Поэтому, на наш взгляд, следует говорить, что ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ устанавливает различные основания распространения этого Закона на закупки юридических лиц, признаки, которые у отдельных организаций могут и совпадать. В этой связи оговорка п. 1 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ относительно доли участия публично-правовых образований в уставном капитале организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, следует понимать как указание на то, что при превышении этой доли участия порога в 50% она не подпадает под исключение, даже если объем выручки от регулируемого вида деятельности не превышает 10% от общей выручки. Иными словами, законодатель исходит из того, что наличие у организации любого одного из признаков, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, достаточно для распространения на организацию действия этого Закона, точнее - признания организации заказчиком, руководствующимся этим Законом. Соответственно, хозяйственное общество, выручка которого от регулируемых видов деятельности составляет менее 10%, все равно является заказчиком по Закону N 223-ФЗ, если доля публично-правовых образований в его уставном капитале составляет более 50%.
В-третьих, согласно ч. 5 ст. 1, п. 2 ч. 6 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ юридические лица, перечисленные в ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, реализующие включенные в соответствующий реестр инвестиционные проекты, которым оказывается государственная поддержка и стоимость (объем финансирования) которых превышает величину, установленную Правительством РФ, обязаны применять часть положений Закона N 223-ФЗ. Однако речь идет только о применении требований ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ в отношении заключения для реализации указанных инвестиционных проектов договоров на приобретение товаров, соответствующих критериям, утвержденным Правительством РФ. Применять нормы Закона N 223-ФЗ в целом юридические лица, перечисленные в ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, не обязаны. Это видно и из того, что в п. 2 ч. 6 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ они, наряду с юридическими лицами, не указанными в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, на которых данный Закон не распространяется в принципе, противопоставлены заказчикам. Иными словами, юридические лица, перечисленные в ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, при выполнении требований этой нормы не рассматриваются как заказчики, в том смысле, который в этот термин вкладывает Закон N 223-ФЗ, даже при реализации описанных инвестиционных проектов. По буквальному прочтению ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, данный Закон на указанные организации все равно не распространяется, согласно ч. 5 ст. 1, ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ применяются только отдельные указанные выше положения.
Иногда на практике утверждается, что для применения ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ необходимо чтобы в уставном капитале хозяйственного общества была какая-то доля участия публично-правового образования, более нуля, но менее 50%. Как следует из вышесказанного, это неверно: в случае отсутствия в уставном капитале хозяйственного общества доли публично-правовых образований, соответствующее основание для распространения на него действия Закона N 223-ФЗ отсутствует в принципе, и этот Закон может распространяться на данное хозяйственное общество только при наличии другого признака - осуществление регулируемых видов деятельности. Соответственно, хозяйственное общество, в уставном капитале которого отсутствует доля участия публично-правовых образований, подпадает под исключение, установленное п. 1 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ (см. также письмо Минэкономразвития России от 29.03.2013 N Д28и-367).
Из сказанного также следует несостоятельность другого, встречающегося на практике утверждения, что хозяйственные общества, не имеющие выручки от регулируемых видов деятельности, также должны размещать информацию о том, что она составляет 0% в ЕИС. Ведь и в ч. 2 и в ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ говорится об организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Следовательно, в случае, если организация таких видов деятельности не осуществляет, соответствующее основание распространения на нее действия Закона N 223-ФЗ отсутствует в принципе. Кроме того, это обозначало бы, что этот Закон распространяется на все хозяйственные общества, налагая на них дополнительные обязательства, что очевидным образом противоречит его тексту и здравому смыслу.
Тема
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах