Разграничение сфер действия законов о закупках бюджетным учреждением
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, бюджетные учреждения осуществляют закупки в соответствии с требованиями данного Закона. Исключение установлено ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, согласно которой при наличии правового акта (положения о закупке), принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе (далее - ЕИС), данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Закона N 223-ФЗ и правового акта закупки за счет средств, поименованных в данной части, фактически - за счет средств от приносящей доход деятельности.
В свою очередь ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ устанавливает, что этот Закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Таким образом, можно сделать вывод, что сферы действия Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ не пересекаются. Соответственно, закупки за счет средств из указанных в ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ источников при принятии бюджетным учреждением положения о закупке выводятся из сферы действия Закона N 44-ФЗ и переводятся в непересекающуюся с ней сферу действия Закона N 223-ФЗ. Подтверждение этому можно найти и в указании ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ о том, что решение об осуществлении закупок за счет средств, указанных в п.п. 1 - 3 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ в порядке, установленном самим Законом N 44-ФЗ, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году. Иными словами, бюджетное учреждение в любом отдельно взятом году может производить закупки за счет средств от приносящей доход деятельности или в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ (такой вывод поддерживается разъяснениями, данными в письмах Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-351, от 17.03.2016 N Д28и-687).
Отсюда следует, что в случае утверждения и размещения в ЕИС положения о закупке бюджетное учреждение начинает осуществлять параллельно два разных вида закупок по двум разным законам. Соответственно, ему необходимо утверждать:
- план-график и план закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 16, ст.ст. 17, 21, ч. 2 ст. 112, ч. 2 ст. 114 этого Закона), не включающие закупки, осуществляемые в соответствии с Законом N 223-ФЗ, и
- план закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ (ч.ч. 2, 3 ст. 4 этого Закона), не включающий закупки, осуществляемые в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Закупки за счет смешанного финансирования
При разрешении вопроса о закупка за счет смешанного финансирования необходимо учитывать, что ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ устанавливает общее правило об осуществлении бюджетным учреждением закупок в соответствии с данным Законом. Таким образом, бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ и утвержденным на основании его норм положением о закупке исключительно за счет источников, указанных в ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. При этом, обратим внимание, не устанавливается правила, что применение Закона N 44-ФЗ становится обязательным только при превышении доли бюджетного финансирования какого-либо порога. Иными словами, устанавливается принцип, что само по себе использование бюджетных средств делает необходимым применение положений Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, по нашему мнению, использование бюджетным учреждением для оплаты по договору средств бюджета, даже и частично, исключает возможность осуществления такой закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ (см. также письмо Минэкономразвития России от 31.10.2014 N Д28и-2261).
Кроме того, в Законе N 44-ФЗ отсутствуют нормы, регулирующие порядок формирования предмета контракта в зависимости от источников финансирования вообще и запрещающие бюджетному учреждению, утвердившему положение о закупке, осуществлять закупки, финансирование которых производится частично из бюджетных, частично из внебюджетных средств в частности. Отсюда следует, что заказчик вправе самостоятельно определять целесообразность таких закупок. Соответственно, заказчик вправе осуществить закупку, источниками финансирования которой являются одновременно бюджетные и внебюджетные средства, просто в этом случае закупка должна осуществляться именно в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ как не подпадающая под исключения (см. также письмо Минэкономразвития России от 04.03.2016 N Д28и-545, разъяснения по вопросам 2 - 4 письма Минэкономразвития России от 06.06.2016 N Д28и-1484).
Тема
Разграничение сфер действия законов о закупках
См. также
Применение законов о закупках при смене типа учреждения
Бюджетные учреждения в контрактной системе. Закупки по Закону N 44-ФЗ для собственных нужд
Бюджетные учреждения. Закупки по Закону N 223-ФЗ
Сфера действия Закона N 44-ФЗ: общее правило
Сфера действия Закона N 44-ФЗ: исключения
Государственные и муниципальные нужды
Сфера действия Закона N 223-ФЗ: общее правило
Сфера действия Закона N 223-ФЗ: исключения
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах