Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по Закону N 44-ФЗ, условия их применения
См. алгоритм выбора способа закупки |
Закон N 44-ФЗ разделяет способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - контрагенты) на две неравные категории: закупка у единственного контрагента противопоставляется всем остальным - конкурентным - способам (ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами являются (ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ):
- конкурсы, включая:
- открытый конкурс,
- конкурс с ограниченным участием,
- двухэтапный конкурс,
- закрытый конкурс,
- закрытый конкурс с ограниченным участием,
- закрытый двухэтапный конкурс;
- аукционы, включая:
- аукцион в электронной форме (электронный аукцион),
- закрытый аукцион,
- запрос котировок,
- запрос предложений.
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 этого Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. А согласно ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона N 44-ФЗ. Иными словами, все иные способы определения контрагента формально могут применяться только в случаях, установленных специальными нормами Закона N 44-ФЗ.
Конкурс - это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Информация о проведении "простого" открытого конкурса, а также открытого конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц (ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 Закона N 44-ФЗ).
Отличием конкурса с ограниченным участием является то, что к участникам закупки предъявляются как единые требования (единые для всех способов закупки), так и дополнительные требования, и его победитель определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ). Конкурс с ограниченным участием проводится в случаях, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, однако в соответствии с ч. 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе в этих же случаях осуществить закупку также путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, у единственного контрагента.
При проведении двухэтапного конкурса к участникам закупки могут быть предъявлены как единые, так и дополнительные требования, по итогам первого этапа заказчик уточняет характеристики объекта закупки и критерии оценки заявок, а победителем признается участник, прошедший предквалификационный отбор на первом этапе и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа (ч.ч. 1, 3 ст. 57 Закона N 44-ФЗ). Заказчик вправе (но не обязан) проводить двухэтапный конкурс при выполнении условий, установленных ч. 2 ст. 57 Закона N 44-ФЗ.
Аукцион - это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (ч. 4 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик обязан проводить электронный аукцион, то есть аукцион на электронной площадке - сайте в сети "Интернет", для закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ, и вправе проводить такой аукцион для закупки любых иных товаров, работ, услуг (ч.ч. 2, 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ). Закупка товаров, работ, услуг, включенных в вышеуказанные перечни, путем проведения конкурса исключена, однако заказчик вправе осуществлять закупку таких товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, у единственного контрагента с учетом требований Закона N 44-ФЗ (ч.ч. 2, 3 ст. 59 этого Закона).
Определение контрагента закрытыми способами - закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион - проводятся только в случаях, установленных ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ. Информация о проведении такого определения контрагента сообщается заказчиком ограниченному кругу лиц (ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ). Причем по смыслу данных норм в большинстве установленных случаев закупка путем проведения закрытых способов определения контрагента для заказчика обязательна.
Запрос котировок можно назвать "упрощенным аукционом": информация о нем сообщается неопределенному кругу лиц, а победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ). Разница состоит в том, что на аукционе цена контракта предлагается участниками закупки "в текущем режиме", а в рамках запроса котировок - сразу в заявках на участие (ср. ч.ч. 7-12 ст. 68 и ч.ч. 1, 6 ст. 78 Закона N 44-ФЗ). По общему правилу заказчик вправе проводить запрос котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тысяч рублей, при этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 миллионов рублей (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).
Запрос предложений, в свою очередь, можно назвать "упрощенным (двухэтапным) конкурсом": информация о нем сообщается неопределенному кругу лиц, а победителем признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения контракта (ч.ч. 1, 11 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Заказчик вправе проводить запрос предложений только в случаях, установленных ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ.
Закупка у единственного контрагента осуществляется заказчиком только в случаях, установленных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Большинство пунктов этой части требуют наличия особых обстоятельств, делающих закупку иным способом фактически невозможной или очевидно нецелесообразной (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Только п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускают выбор этого способа определения контрагента в зависимости только от суммы закупки (цены заключаемого контракта) - 100 тысяч рублей по общему правилу и 400 тысяч рублей для заказчиков, перечисленных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ - и доли закупки на основании данных пунктов в совокупном годовом объеме закупок.
Как видим, возможность выбора в качестве способа определения контрагента конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых способов определения контрагента, запроса предложений действительно строго ограничена перечнями случаев, установленных законом или на его основании подзаконными актами. Однако выбор открытого конкурса, хотя он и определяется ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ преимущественным способом, также ограничен невозможностью его проведения в случаях, когда торги могут проводиться только в форме электронного аукциона и когда конкурс может быть проведен только с ограниченным участием. Фактически относительно свободно, точнее - в зависимости только от суммы, заказчик может выбирать между электронным аукционом, запросом котировок и закупкой у единственного контрагента на основании п. 4 или (для некоторых категорий заказчиков) п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Подробное рассмотрение механизма такого свободного выбора, а также особенности определения условий применения отдельных способов определения контрагента, помимо открытого конкурса, который, как сказано выше, применяется "по умолчанию", проводится в отдельных материалах.
Отметим, что выбор именно открытого конкурса для заключения контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности обязателен для государственных и муниципальных унитарных предприятий в силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Принятие решения о способе определения контрагента, в том числе решения о закупке у единственного контрагента, с нарушением требований, установленных Законом N 44-ФЗ, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 1, 2, 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Тема
Государственные и корпоративные закупки
См. также
Возможность выбора способа определения поставщика по Закону N 44-ФЗ в зависимости только от суммы
Условия применения конкурса с ограниченным участием
Условия применения двухэтапного конкурса
Условия применения электронного аукциона
Условия применения запроса предложений
Условия применения запроса котировок по Закону N 44-ФЗ
Условия применения закрытых способов определения поставщиков
Условия применения закупки у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
Схема
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на декабрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой