Условия применения конкурса с ограниченным участием
Из ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ следует, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) путем конкурса с ограниченным участием может проводиться только в случаях, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с этой нормой заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях:
1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только контрагенты, имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только контрагенты, имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время действует перечень, данный в Приложении N 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Приложение N 2);
2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
При этом ч. 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ указывает, что заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в ч. 2 этой статьи, с учетом требований Закона N 44-ФЗ путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного контрагента. (Возможность установления дополнительных требований при проведении закупок, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, рассмотрена в отдельном материале).
Мы не можем определенно сказать, с чем связано внесение таких исключений. Из случаев проведения конкурса с ограниченным участием исключены не только закупки на небольшие суммы, которые могут быть осуществлены у единственного контрагента на основании п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (на сумму до 100 тысяч или до 400 тысяч рублей соответственно) или путем запроса котировок (по общему правилу - на сумму до 500 тысяч рублей, ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ). С учетом того, что путем электронного аукциона могут осуществляться любые закупки (ч. 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ), сама обязательность проведения конкурса с ограниченным участием становится весьма относительной. Возможно дело в практической затруднительности однозначного определения тех случаев, когда работы могут быть выполнены только ограниченным кругом лиц. В связи с этим заметим, что в примечании (1) к Перечню товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденному распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (далее - Перечень), основанному на указании кодов ОКПД2, говорится, что из него исключаются входящие в указанные коды ОКПД2 товары, работы, услуги, в случае осуществления закупок которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. Иными словами, изначально предполагалось, что определенные некоторыми кодами ОКПД2 товары, работы, услуги могут как включаться в категорию "поставить, выполнить, оказать которые способны только ограниченный круг контрагентов", так и не включаться в нее. Определение же того, включаются ли в эту категорию товары, работы, услуги, включенные в Приложение N 2, фактически должен осуществлять сам заказчик. (Один из случаев такого выбора - выбора работ, указанных в строке 5 Приложения N 2 рассматривается в отдельном материале).
В то же время в перечень исключений, содержащийся в ч. 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, не входит "обычный" открытый конкурс, поэтому его проведение при закупке в случаях, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ не допускается (см. также письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 15.03.2017 NN 6598-ЕЕ/Д28и, РП/16119/17, письмо Минэкономразвития России от 19.02.2015 N Д28и-420, решения ФАС России от 22.12.2015 N К-1847/15, от 18.01.2017 N К-41/17, постановление АС Западно-Сибирского округа от 13.05.2015 N Ф04-18513/15).
Отметим, что запрос предложений может быть проведен в случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, например, при расторжении контракта, заключенного по итогам конкурса с ограниченным участием (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).
Обратим внимание, что принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием в случаях, не предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2.1 ст. 7.29 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой