Условия применения двухэтапного конкурса
Из ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ следует, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) путем двухэтапного конкурса может проводиться только в случаях, указанных в ч. 2 ст. 57 Закона N 44-ФЗ. Однако эта норма не дает перечня случаев как такового. В соответствии ней заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:
1) конкурс проводится для заключения одного из следующих видов контрактов:
- контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции (пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 57 Закона N 44-ФЗ);
- энергосервисного контракта (пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 57 Закона N 44-ФЗ);
- контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности) (пп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 57 Закона N 44-ФЗ);
2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.
Как видим, проведение двухэтапного конкурса является именно правом, а не обязанностью заказчика. В связи с этим заметим, что примечанием (1) к Перечню товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденному распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р и основанному на указании кодов ОКПД2, из него исключаются входящие в указанные коды ОКПД2 товары, работы, услуги, в случае осуществления закупок которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. Иными словами, по всей видимости разработчиками нормативного акта изначально предполагалось, что определенные некоторыми кодами ОКПД2 виды товаров, работ, услуг, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 57 Закона N 44-ФЗ в различных ситуациях (в зависимости, например, от объекта, на котором выполняются работы или специфики условий выполнения таких работ, применения товаров, оказания услуг) могут относиться как к тем, в отношении которых сразу можно дать подробное и точное описание, выбирая контрагента исходя только из количественной и денежной оценки (условие включения в перечень случаев проведения электронного аукциона - ч. 2 ст. 57 Закона N 44-ФЗ), так и к тем, для уточнения характеристик которых необходимо провести обсуждение с участниками закупки (условие для проведения двухэтапного конкурса - п. 2 ч. 2 ст. 57 Закона N 44-ФЗ). Определение же того, к какой именно категории относятся закупаемые товары, работы, услуги, в каждом конкретном случае осуществляется самим заказчиком.
При закупке товаров, работ услуг, включенных в Приложение N 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 и одновременно подпадающих под описание п. 1 ч. 2 ст. 57 Закона N 44-ФЗ, с учетом приведенного выше примечания к указанному Приложению, торги могут быть проведены как в форме двухэтапного конкурса, так и электронного аукциона. Во всех же прочих случаях может быть проведен также и открытый конкурс. При этом, поскольку законом не предусмотрено иного, при соблюдении установленных ч. 2 ст. 72, п.п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ ограничений в отношении суммы закупки (цены контракта) - 500 тысяч и 100 тысяч или 400 тысяч рублей соответственно, закупка может быть осуществлена также путем проведения запроса котировок или у единственного контрагента. Также в установленных ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ случаях возможна закупка путем проведения запроса предложений, в частности при расторжении контракта, заключенного по итогам двухэтапного конкурса (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).
Обратим внимание, что принятие решения о проведении двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2.1 ст. 7.29 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой