Условия применения электронного аукциона
Из ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ следует, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) путем электронного аукциона может проводиться исключительно в случаях, указанных в ст. 59 Закона N 44-ФЗ. Однако ч. 2 этой статьи устанавливает только принципы определения случаев, когда проведение электронного аукциона обязательно, а ч. 3 этой же статьи фактически указывает, что заказчик вправе проводить электронные аукционы во всех иных случаях.
Согласно ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ. На федеральном уровне в настоящее время действует Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (далее также - Перечень).
Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Согласно же ч. 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 этой статьи перечни.
Иными словами, путем проведения электронного аукциона может быть осуществлена закупка любых товаров, работ, услуг, однако по общему правилу это является правом заказчика.
В случае же закупки товаров, работ, услуг, включенных в вышеуказанные перечни, проведение торгов именно в форме электронного аукциона обязательно. Речь идет именно о проведении торгов, поскольку та же ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ содержит оговорку, что закупка именно путем проведения электронного аукциона обязательна, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного контрагента с учетом требований данного Закона. Возможность выбора способа закупки в виде запроса котировок и у единственного контрагента ограничена, как правило, суммой закупки (100 тысяч или 400 тысяч рублей и 500 тысяч рублей соответственно - ч. 2 ст. 72, п.п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Запрос предложений может быть проведен в случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, например, при расторжении контракта, заключенного по итогам электронного аукциона (п. 6 указанной части). Выбор конкретного способа определения контрагента для закупки в зависимости от суммы является правом заказчика.
Действующий Перечень случаев обязательного проведения электронного аукциона основан на указании кодов товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД2). Данный Перечень должен применяться с учетом примечаний к нему, исключающих из него ряд товаров, работ, услуг, определяемых содержащимися в нем кодами ОКДП2 (см. также письмо Минэкономразвития России от 31.12.2013 N Д28и-2435). В частности, примечанием (1) к Перечню из него исключаются определяемые содержащимися в нем кодами ОКПД2 товары, работы, услуги, в случае осуществления закупок которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. Один из видов таких работ, закупка которых должна проводиться путем проведения конкурса с ограниченным участием, также отдельно указан в примечании (4) (ср. позицию 5 в Приложении N 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, содержащем перечень случаев проведения конкурса с ограниченным участием. Данный вопрос рассмотрен в отдельном материале). При этом нормы о конкурсе с ограниченным участием допускают проведение в случаях, когда должен быть применен этот способ определения контрагента, электронного аукциона (ч. 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ), а нормы о двухэтапном конкурсе не ограничивают возможность его проведения (ч. 2 ст. 57 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, в случае, когда торги должны быть проведены в форме конкурса с ограниченным участием, заказчик вправе выбрать также проведение электронного аукциона, а в случаях, когда может быть проведен двухэтапный конкурс - эту форму торгов наряду с иными.
Тема
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по Закону N 44-ФЗ, условия их применения
См. также
Возможность выбора способа определения поставщика по Закону N 44-ФЗ в зависимости только от суммы
Условия применения конкурса с ограниченным участием
Условия применения двухэтапного конкурса
Условия применения запроса предложений
Условия применения запроса котировок по Закону N 44-ФЗ
Условия применения закрытых способов определения поставщиков
Условия применения закупки у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой