Условия применения запроса котировок
Из ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ следует, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) путем запроса котировок может проводиться исключительно в случаях, указанных в ст. 72 Закона N 44-ФЗ.
По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе проводить запрос котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 миллионов рублей (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).
Согласно п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с данным Законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. Соответственно, совокупный годовой объем закупок представляет собой сумму средств по:
- контрактам, заключенным в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году;
- контрактам, заключенным в текущем финансовом году и полностью исполняемым и подлежащим оплате в текущем финансовом году;
- контрактам, заключенным в текущем финансовом году и исполняемым в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году (см. также ответ на вопрос 86 в письме Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Именно от определенного таким образом совокупного годового объема закупок исчисляются 10%, определяющие лимит закупок путем запроса котировок по общему правилу.
Соответственно, по нашему мнению, при определении остатка доли закупок (лимита) путем проведения запроса котировок по мере осуществления конкретных закупок из лимита, рассчитанного исходя из СГОЗ этого года, вычитаются суммы, подлежащие уплате по каждому конкретному контракту в этом году. То есть если контракт заключен, например, в 2016 году, но часть выплат по нему осуществляется в 2017 году, то из лимита на 2016 год, определенного исходя из СГОЗ 2016 года, вычитается только сумма, подлежащая уплате в 2016 году, а сумма, подлежащая уплате в 2017 году, вычитается из лимита, определенного исходя из СГОЗ 2017 года. Вместе с тем, к сожалению, официальных разъяснений и (или) правоприменительной практики, подтверждавших бы данную позицию, нам найти не удалось.
Закупка одноименных, однородных товаров, работ, услуг путем запроса котировок Законом N 44-ФЗ не ограничивается ни в каких ситуациях - ни в течение квартала, ни в течение какого-либо иного периода. Вместе с тем это, по нашему мнению, не исключает предъявления претензий со стороны контролирующих органов в случае реального дробления предмета закупки, раздельной закупки товаров, работ, услуг технологически и функционально дополняющих друг друга.
Проведение запроса котировок является именно правом, а не обязанностью заказчика, и он вправе выбрать в условиях, когда возможно проведение запроса котировок и иного способа определения контрагента, с учетом установленных Законом N 44-ФЗ ограничений, в первую очередь - установленного ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ в качестве общего правила ограничения начальной (максимальной) цены контракта в 500 тысяч рублей.
Вместе с тем нормами Закона N 44-ФЗ также установлены и исключения из общего правила, когда запрос котировок может проводиться без ограничения начальной (максимальной) цены контракта:
- на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. 75 Закона N 44-ФЗ);
- для приобретения товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, в указанных в законе случаях перебоя в их поставках (ст. 76 Закона N 44-ФЗ);
- среди контрагентов, прошедших проводимый для этой цели предварительный отбор в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ст.ст. 80-82 Закона N 44-ФЗ).
Подробнее данные исключения рассмотрены в отдельных материалах.
Тема
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по Закону N 44-ФЗ, условия их применения
См. также
Совокупный годовой объем закупок по Закону N 44-ФЗ
Закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика
Возможность выбора способа определения поставщика по Закону N 44-ФЗ в зависимости только от суммы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой