Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предварительный отбор
По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе проводить запрос котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 миллионов рублей (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).
Однако, согласно ч. 1 ст. 82 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе провести запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера (далее - "чрезвычайный" запрос котировок) без ограничения начальной (максимальной) цены контракта. Относительно соблюдения ограничения годовой суммы закупок путем проведения запроса котировок закон указаний не дает, официальные разъяснения и правоприменительная практика по данному вопросу отсутствуют. Полагаем, что по смыслу ч. 1 ст. 82 Закона N 44-ФЗ объем закупок, осуществляемых путем проведения "чрезвычайного" запроса котировок, не включается в годовой объем закупок путем проведения запроса котировок, ограниченный ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ.
"Чрезвычайный" запрос котировок может быть проведен при одновременном соблюдении трех условий:
- он проводится для приобретения товаров, работ, услуг, необходимых именно либо для оказания гуманитарной помощи, либо для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- он проводится для приобретения товаров, работ, услуг, включенных в Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утверждаемый на основании ч. 3 ст. 80 Закона N 44-ФЗ Правительством РФ (далее - Перечень). В настоящее время действует Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р.
- он проводится среди участников закупки, включенных в перечень поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сформированный по результатам специально проводимого для этой цели предварительного отбора (ч 1 ст. 80, ч. 2 ст. 82 Закона N 44-ФЗ).
Под гуманитарной помощью, как указано в ч. 1 ст. 80 Закона N 44-ФЗ, в целях этого Закона понимаются поставляемые Российской Федерацией на безвозмездной основе иностранным государствам, их федеративным или муниципальным образованиям, международным или иностранным учреждениям, некоммерческим организациям, иностранным физическим лицам товары, выполняемые для них работы, оказываемые медицинские и социально-бытовые услуги малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий.
Проведение "чрезвычайного" запроса котировок - единственная предусмотренная законом специальная возможность приобретения товаров, работ, услуг для оказания гуманитарной помощи.
Чрезвычайная ситуация в соответствии с частью первой ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Ликвидация чрезвычайных ситуаций согласно части третьей той же статьи - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Товары, работы, услуги, не включенные в Перечень, для целей ликвидации чрезвычайной ситуации могут закупаться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Перечень поставщиков (подрядчиков, исполнителей) формируется по итогам предварительного отбора, проводимого в порядке, установленном ст. 81 Закона N 44-ФЗ. Законом прямо не установлена обязательность проведения предварительного отбора и формирования перечня поставщиков. Однако необходимо учитывать, что из вышеприведенных норм, а также ч. 3 ст. 80, п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ следует, что в случае возникновения необходимости закупки для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайной ситуации товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, их закупки оперативно могут быть осуществлены только путем проведения запроса котировок в соответствии со ст. 82 Закона N 44-ФЗ среди поставщиков, включенных в соответствующий перечень. При этом указанные обстоятельства по определению являются заранее не предусматриваемыми. Таким образом, полагаем, в целях обеспечения возможности исполнения обязанностей по оказанию гуманитарной помощи и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, заказчикам, на которых возложены такие обязанности, необходимо в любой отдельно взятый момент иметь перечень поставщиков, составленный по итогам предварительного отбора, проведенного в соответствии со ст.ст. 80, 81 Закона N 44-ФЗ. Такой перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения нового предварительного отбора (ст. 82 Закона N 44-ФЗ).
Подробнее вопросы о проведении предварительного отбора и запроса котировок среди прошедших его поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и соотношения закупок данным способом и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) рассмотрены в отдельных материалах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой