Условия применения закрытых способов определения поставщиков
Под общим определением "закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" объединяются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ).
Из ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ следует, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) закрытыми способами может проводиться только в случаях, указанных в ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с этой нормой закрытые способы определения контрагентов применяются только в случаях:
1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.
Дополнительное условие установлено ч. 3 ст. 84 Закона N 44-ФЗ, согласно которой закрытые способы определения контрагентов применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление данных функций. В настоящее время таким органом является Федеральная антимонопольная служба РФ (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728). Порядок такого согласования утвержден на основании ч. 3 ст. 84 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189*(1). Срок действия решения ФАС России о согласовании применения закрытого способа определения контрагента не должен превышать 90 дней с даты его принятия до даты направления приглашений принять участие в закрытых способах определения контрагентов (ч. 4 ст. 84 Закона N 44-ФЗ). При этом, однако, необходимо учитывать, что сведения, составляющие государственную тайну, по определению не могут сообщаться неограниченному кругу лиц (ст. 6 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-I "О государственной тайне"). Поэтому проведение закупок, связанных со сведениями, содержащими государственную тайну, "незакрытыми" конкурентными способами, предполагающими сообщение сведений о закупке неограниченному кругу лиц (ч. 1 ст. 48, ч .1 ст. 56, ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 59, ч. 1 ст. 72, ч. 1 ст. 83 Закона N 44-ФЗ), по сути невозможно. Соответственно, согласование проведения таких закупок одним из закрытых способов фактически сводится к проверке того, действительно ли сведения о государственных нуждах, для удовлетворения которых осуществляется закупка, или сведения о закупаемых товарах, работах, услугах содержат государственную тайну. Это можно увидеть и из пп.пп. 1, 2 п. 2 вышеуказанного Порядка согласования применения закрытых способов
Вместе с тем в случае, если информация о товарах, работах, услугах, закупаемых для удовлетворения государственных нужд, или о самих таких нуждах не содержат государственной тайны, либо закупки не относятся к указанным в п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ, заказчик не вправе принимать решение об осуществлении закупки закрытым способом. Принятие решения о проведении закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона в случаях, не предусмотренных Законом N 44-ФЗ, или нарушение порядка и сроков направления в уполномоченный орган информации и документов для согласования применения закрытого способа определения контрагента влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2.1 ст. 7.29 КоАП РФ.
Принципы выбора конкретного закрытого способа определения контрагента - закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион - Законом N 44-ФЗ не описаны. Полагаем, что такой выбор должен осуществляться исходя из тех же принципов, что и выбор соответствующих открытых способов (включение товаров, работ услуг в один из перечней, предусмотренных ч. 2 ст. 56, ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ и определяющих необходимость проведения конкурса с ограниченным участием или электронного аукциона, соблюдение условий, необходимых для проведения двухэтапного конкурса согласно ч. 2 ст. 57 Закона N 44-ФЗ) с поправкой на определение основания для отнесения закупки к тем, сведения о которых не должны сообщаться неопределенному кругу лиц.
______________________________
*(1) В настоящее время федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок является Минфин России (п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, пп. 5.2.29.4 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329). До 25.04.2017 таким органом являлось Минэкономразвития России (см. постановление Правительства РФ от 14.04.2017 N 446).
Тема
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по Закону N 44-ФЗ, условия их применения
См. также
Возможность выбора способа определения поставщика по Закону N 44-ФЗ в зависимости только от суммы
Условия применения конкурса с ограниченным участием
Условия применения двухэтапного конкурса
Условия применения электронного аукциона
Условия применения запроса предложений
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой