Условия применения закупки у единственного поставщика
Из ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ следует, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) может проводиться только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Большинство пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, определяющей случаи закупки у единственного контрагента, требует наличия для этого специальных оснований, которые могут быть разделены на следующие группы:
- особое правовое регулирование какого-либо рынка, делающее невозможным или затруднительным обеспечение на нем конкуренции (п.п. 1, 3, 6, 8, 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) или особая принципиальная ограниченность рынка (п.п. 31, 32, 36, 38, 39 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- особый порядок определения контрагента (в том числе в индивидуальном порядке), исключающий возможность применения конкурентных процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (п.п. 2, 7, 22, 30 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- особый статус контрагента (п.п. 11, 12, 43 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- наличие у одного конкретного лица особых прав в отношении определенных товаров, работ, услуг, необходимых для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, исключающих возможность конкуренции (п.п. 10, 13, 14, 17, 19, 33, 36 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- особая ситуация, в которой находится заказчик, делающая очевидно нецелесообразным проведение конкурентных процедур, ввиду необходимости срочного осуществления закупки (п.п. 9, 20, 21, 26, 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) или "технологического" отсутствия необходимости (п.п. 16, 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- особая важность закупки, в том числе ввиду ее связи с государственной тайной (п.п. 20, 21, 40, 41, 42 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- практическая невозможность определения контрагента конкурентными способами (п.п. 24, 25, 34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- очевидная малозначительность закупки, в том числе с финансовой точки зрения (п.п. 15, 18 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Исключение составляют п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, которые допускают закупку у единственного контрагента по выбору заказчика в зависимости только от суммы закупки и доли в совокупном годовом объеме закупок (далее - СГОЗ), без дополнительных оснований, приведенных в иных пунктах.
Так, на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ возможно осуществление закупки на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей (данное ограничение не распространяется на заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не должен превышать 2 миллиона рублей или не должен превышать 5% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 50 миллионов рублей (данные ограничения не применяются в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений).
На основании же п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей возможно осуществление закупки государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 20 миллионов рублей.
По нашему мнению, следует исходить из того, что каждый пункт ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ устанавливает самостоятельное основание для закупки у единственного контрагента. Это вытекает, прежде всего, из самого характера необходимости установления основания для закупки таким способом, применяемого в порядке исключения. Представляется очевидным, что для каждого исключения должно быть установлено одно определенное основание. Кроме того, процедуры закупки, то есть заключения контракта, в разных случаях, предусмотренных разными пунктами ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, могут отличаться. Например, при заключении контракта с субъектом естественных монополий на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) и направлять информацию о таких контрактах для включения в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). А вот при заключении контракта с единственным контрагентом на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ выполнять указанные обязанности заказчик не должен.
Отсюда, на наш взгляд, следует, во-первых, что заказчик в каждом конкретном случае может осуществить закупку на основании только одного из пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Отсюда также можно сделать вывод, что фактически одним из оснований применения п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ является отсутствие оснований для применения иных пунктов. Вместе с тем Минэкономразвития России неоднократно давало разъяснения, что любые заказчики могут также осуществлять закупки у единственного контрагента в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (см. письма от 28.03.2016 N Д28и-757, от 18.02.2016 N Д28и-393, от 21.01.2016 N Д28и-91, от 18.11.2015 N Д28и-3447). Аналогичной позиции придерживаются и специалисты Минфина России (см. письмо от 21.06.2017 N 24-05-07/38889).
Во-вторых, ограничения суммы контракта, установленные п.п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не применяются при закупке на основании иных пунктов.
В-третьих, применять п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ вправе только заказчики, входящие в категории, прямо поименованные в нем (см. также письма Минэкономразвития России от 28.01.2016 N Д28и-252, от 11.04.2016 N Д28и-892, от 07.12.2015 N Д28и-3555). Вопрос о возможности применения этими заказчиками также п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ рассмотрен в отдельном материале.
Тема
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по Закону N 44-ФЗ, условия их применения
См. также
Выбор применения п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Закупка у единственного поставщика - субъекта естественной монополии, ресурсоснабжающей организации
Закупка у единственного поставщика - органа исполнительной власти
Закупка у единственного поставщика произведений литературы и искусства
Закупка у единственного поставщика печатных и электронных изданий
Закупка у единственного поставщика услуг по авторскому контролю, надзору по Закону N 44-ФЗ
Закупка у единственного поставщика услуг по управлению многоквартирным домом
Закупка у единственного поставщика услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений
Закупка у единственного поставщика преподавательских услуг и услуг экскурсовода
Возможность выбора способа определения поставщика по Закону N 44-ФЗ в зависимости только от суммы
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах