Определение максимальной суммы закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
На основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей (данное ограничение не распространяется на заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок).
При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 2 миллиона рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок (далее - СГОЗ) заказчика и не должен составлять более чем 50 миллионов рублей.
Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
Согласно п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ СГОЗ - это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
Представляется очевидным, что оборот "не должен превышать 2 миллиона рублей или ... 5% совокупного годового объема закупок заказчика" подразумевает выбор заказчика только в части того, какая именно сумма окажется меньше.
- если 5% СГОЗ заказчика составит менее 2 миллионов рублей, в том числе, например, 5% от 3 миллионов рублей - 150 тысяч рублей, заказчик вправе произвести закупку на основании указанного пункта всё равно на сумму 2 миллиона рублей.
- если же 5% СГОЗ заказчика составляет более 2 миллионов рублей, но менее 50 миллионов рублей, в том числе, например, 5% от 50 миллионов - 2 миллиона 500 тысяч рублей или 5% от 500 миллионов - 25 миллионов рублей, то заказчик вправе произвести закупку на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ именно на сумму, равную этим 5% СГОЗ, в приведенных примерах - 2 миллиона 500 тысяч рублей и 25 миллионов рублей соответственно.
- наконец, если 5% СГОЗ заказчика составляет более 50 миллионов рублей, в том числе, например, 5% от 1 миллиарда 20 миллионов - 51 миллион рублей, то заказчик вправе произвести закупку на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ только на сумму 50 миллионов рублей.
При этом ни в Законе N 44-ФЗ, ни в иных правовых актах не указано, что один из предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ лимитов выбирается для заказчика каким-то иным лицом. Соответственно, заказчик самостоятельно выбирает один из двух предусмотренных вариантов. Аналогичные разъяснения содержатся и в п. 1 раздела "Новое в закупках у ед. поставщика" Информации Минэкономразвития России от 04.06.2014 "О Федеральном законе от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Первые итоги и законодательные инициативы", а также в письме от 16.07.2014 N Д28И-1356.
По нашему мнению, при определении остатка доли закупок (лимита) у единственного контрагента без дополнительных к тому оснований по мере осуществления конкретных закупок из лимита, рассчитанного исходя из СГОЗ этого года, вычитаются суммы, подлежащие уплате по каждому конкретному контракту в этом году. То есть если контракт заключен, например, в 2016 году, но часть выплат по нему осуществляется в 2017 году, то из лимита на 2016 год, определенного исходя из СГОЗ 2016 года, вычитается только сумма, подлежащая уплате в 2016 году, а сумма, подлежащая уплате в 2017 году, вычитается из лимита, определенного исходя из СГОЗ 2017 года (см. также письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 N Д28и-1236).
Специалисты Минфина России и Минэкономразвития России указывают, что в годовом объеме закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, закупки, осуществленные у физических лиц в соответствии с этим пунктом, учитываются с учетом страховых взносов (см. письмо Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-10/37705, письма Минэкономразвития России от 20.10.2015 N Д28и-3184, от 16.12.2016 N Д28и-3536, от 16.01.2017 N Д28и-161).
Обращаем внимание, что ограничен только годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Возможность приобретения одноименных или однородных товаров, работ, услуг Законом N 44-ФЗ не ограничена. Вместе с тем это, по нашему мнению, не исключает предъявления претензий со стороны контролирующих органов в случае реального дробления предмета закупки, раздельной закупки товаров, работ, услуг технологически и функционально дополняющих друг друга.
Тема
Выбор применения п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
См. также
Государственные и муниципальные нужды
Совокупный годовой объем закупок по Закону N 44-ФЗ
Закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ
Отнесение к категории заказчиков, которые вправе применять п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах