Закупка на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ для нужд сельских поселений
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) закупку товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не должен превышать 2 миллиона рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 миллионов рублей.
Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
Таким образом, приведенная норма позволяет осуществлять закупки для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей по одному контракту, без ограничений, касающихся общей суммы таких закупок за календарный год (см. также письмо Минэкономразвития России от 07.04.2017 N Д28и-1618). То есть фактически заказчики, имеющие право применять эту норму, могут осуществить все закупки у единственного контрагента.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
К сожалению, ни Закон N 44-ФЗ, ни Бюджетный кодекс РФ, ни Закон N 131-ФЗ не раскрывают понятие "нужды сельских поселений". Равным образом указанные законодательные акты никак не определяют понятия "муниципальные нужды" либо "нужды муниципального образования".
В связи с этим, по нашему мнению, необходимо учесть, что под закупками понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом N 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Пунктом 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ установлено, что для целей этого Закона заказчиком признается государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Под муниципальным заказчиком, в свою очередь, понимается муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Наконец, п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ буквально говорит, что отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются, в части, касающейся, помимо прочего, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ, либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
"Нужды бюджетных учреждений", равно как "нужды государственных, муниципальных унитарных предприятий", в Законе N 44-ФЗ отдельно не упоминаются. Отсюда можно сделать вывод, что в целях применения Закона N 44-ФЗ нужды бюджетных учреждений, государственных (за указанным исключением) и муниципальных унитарных предприятий и иных юридических лиц, в случаях, установленных ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, "приравниваются" к государственным и муниципальным нуждам.
Таким образом, на наш взгляд, товары, работы, услуги для нужд сельского поселения приобретаются равным образом
- органы местного самоуправления сельского поселения;
- муниципальные казенные учреждения, созданные сельским поселением;
- муниципальные бюджетные учреждения, созданные сельским поселением;
- муниципальные унитарные предприятия сельских поселений.
Соответственно, все эти субъекты вправе осуществлять закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ без ограничения общей суммы закупки.
Фактически аналогичные разъяснения даны в письмах Минэкономразвития России от 28.01.2016 N Д28и-252, от 29.12.2015 N Д28и-3778, от 22.01.2015 N Д28и-93.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах